Основные положения компетентностного подхода в образовании Е.А.Суханова, к.п.н., доцент кафедры управления образованием ФП ТГУ, зам. директора НОЦ «Институт инноваций в образовании»ТГУ
Компетентностный подход как инновация Независимая оценка качества образования Требования рынка труда Образовательная политика Образовательный заказ
Новое качество образования ЗУНы + компетентности + психические новообразования + индивидуальные приросты
КОМПЕТЕНТНОСТЬ: СПОСОБНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТИВНО ДЕЙСТВОВАТЬ ДОСТИГАТЬ РЕЗУЛЬТАТА ЭФЕКТИВНО РЕШАТЬ ПРОБЛЕМУ ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ В НЕСТАНДАРТНОЙ СИТУАЦИИ
Рабочее определение группы по разработке ГОС третьего поколения в высшем профессиональном образовании (2006) Компетенция – способность и готовность применить знания и умения при решении профессиональных задач в различных областях; способность и готовность проявлять гибкость в изменяющихся условиях рынка труда Компетентность – владение определенными компетенциями
Рабочее определение группы по разработке макета ГОС общего образования (2008) Компетентность – качество индивида, проявляющееся в адекватном и эффективном решении некоторого класса социокультурно значимых задач относительно проблемного характера.
Рабочее определение группы по разработке макета ГОС общего образования (2008) Компетентность не сводима к обобщеному способу действия и не может быть сформирована как умение или навык: она формируется в результате личного опыта действия как индивидуализированная способность.
Рабочее определение группы по разработке макета ГОС общего образования (2008) Компетентность представлена в культуре в виде реальных персонализированных образцов персонализированного действия. Ключевые компетентности – компетентности, которые имеют множество сфер применения и необходимы каждому субъекту действия.
Сравнение подходов Академический подход Компетентност – ный подход Научность знанийНаучность способов их получения Природосообразность+ социосообразность Прочность через повторение Прочность через применимость
Академический ПОДХОД КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД Сознательность и активность по отношению к задачам Постановка собственных задач Практика подкрепляет теорию Теория через практику Учет возрастных и индивидуальных особенностей С опережением
АКАДЕМИЧЕСКИЙ ПОДХОД КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД Процесс передачиПроцесс учения Репродуктивные методы Активизирующие методы Результат – сумма знаний и умений, личность Результат – готовность к продуктивному, самостоятельному, ответственному действию
Обязательные элементы образовательного процесса Организация мотивации Организация деятельности Групповая работа Дискуссионные формы Возможность выбора формирование позиции, мнения Презентация продукта Рефлексия результата и процесса
Уровни формирования компетентности 1 уровень. Построение свободного действия. 2 уровень. Реконструкция свободного действия для построения алгоритма 3 уровень. Освоение алгоритма действия через пробы действия в разных ситуациях, нестандартной ситуации 4 уровень. Обобщение алгоритма в нормы деятельности (выделение инварианта последовательности действий) 5 уровень. Обобщение знаний о норме деятельности
Материалы ФГОС (пример) Выпускник должен уметь решать типовые задачи профессиональной деятельности Типовыми задачами по видам профессиональной деятельности педагога-психолога являются: в области развивающей деятельности: диагностика уровня психического развития детей; разработка развивающих программ психологического сопровождения детей в образовательном процессе; разработка коррекционно-развивающих программ для детей с трудностями в обучении…… в области социально-педагогической деятельности: проектирование и проведение работы по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания; организация взаимодействия родителей учащихся и педагогов как участников образовательного процесса……
Материалы ФГОС: требования к квалификации по специальности «Прикладная экономика» Расчетно-проектная деятельность Сбор и анализ исходных данных Расчет по известным моделям и с использованием стандартных средств Разработка и оформление проекта Контроль соответствия стандартам и нормативным документам Проведение предварительного экономического обоснования проекта Научно-исследовательская деятельность Сбор и анализ исходных данных, поиск информации по полученному заданию Изучение информации Проведение исследований по заданной методике Использование основных методов экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности ….. Организационно-управленческая деятельность Организация собственной работы Организация работы малых коллективов исполнителей Организация выполнения конкретного порученного этапа работы
НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ Томск, пр.Ленина 36, ТГУ, корп.НИИПММ, оф.145 (3822) WWW. TSU.RU ГОТОВЫ К СОТРУДНИЧЕСТВУ !
Аттестационное задание 1. Подготовка экспертного суждения об использовании компетентностного подхода в практике ОУ (задания, урок, программа, проекты) 2. Организация разработки экспертной карты в ОУ по решению актуальной проблемы управления (постановка задачи управления, описание способа работы, анализ результативности, разработанная карта) 3. Разработка проекта организации гуманитарной экспертизы в ОУ для решения актуальной проблемы управления (3 экспертная позиция) Текст аттестационной работы присылается до Видео-конференция ( 3 модуль программы)