Оценивание успешности младших школьников в курсе «Проектная деятельность» Пахомова Н. Ю., Дмитриева Н. В., Шингарева Т.В.
Проектное обучение начинается в начальной школе Именно в начальной школе важно сформировать фундамент готовности к проектной деятельности, означающий, прежде всего, сформированность проектных умений. Проектные умения отчасти являются специфическими проектными, а отчасти совпадают с общеучебными. В курсе «Проектная деятельность» 2-4 класса формируются проектные умения, проектная деятельность минимального уровня сложности.
Деятельностное образование Способности формируются в деятельности и в ней же проявляются. (С.Л. Рубинштейн) Готовность к проектной деятельности как способность формируется в деятельности. «способ деятельности» Под деятельностным содержанием образования В. В. Давыдов понимал «способ деятельности» как усваиваемое понятие. Действие должно быть выполнено ребенком и отрефлексировано. Затем оно как способ деятельности интериоризируется и вращивается внутрь сознания ребенка.
Формирование проектной деятельности зависит от сформированности проектных умений Проектные действия в технологии проектирования выполняются в технологической последовательности и взаимосвязаны между собой. Так цель вытекает из проблемы, а результат проектирования есть предполагаемая цель. Задачи ставятся с учетом цели и условий, результатов рефлексии. Все действия, в том числе и цепочки проектных действий и проектирование в целом, осваиваются в определенной последовательности и становятся проектными умениями.
Курс «Проектная деятельность» для 2-4 классов – технология, построенная на системе заданий для организации деятельностных занятий с деятельностным содержанием. Как оценить успешность, результативность образовательного процесса? Каковы должны быть критерии и показатели такой оценки?
Инструменты получения данных о процессе формирования проектных умений Наблюдение за действиями учащихся при групповой, парной и индивидуальной работе, проявлениями отдельных умений Контрольные работы с парной и индивидуальной деятельностью по выполнению задания Тесты рефлексии по работе с понятиями, с личностной оценкой освоенного знания и умения, с методологическим обобщением
Способы получения данных о процессе формирования проектных умений В нашем курсе групповая форма работы необходима для успешного формирования проектной компетентности. При этом проговариваются произвольные мыслительные действия и операции, затем они интериоризируются. Не на каждом уроке можно оценить каждого ученика. Но может быть оценена работа группы. Результаты наблюдений по каждому умению фиксируются в графах анкеты соответствующих занятий: проявляется ______ групп ______ чел. почти проявляется ______ групп ______ чел. не проявляется ______ групп ______ чел.
Показатель сформированности умения Из оценок анкет выводится показатель Р средний показатель проявления умения в классе находится в диапазоне от 1 до 3, т.к. использованы весовые коэффициенты 3, 2, 1. n – общее число групп. n1, n2, n3 – число групп, в которых умение соответственно: проявляется, почти проявляется, не проявляется. Таким образом, в каждый конкретный момент времени оцениваем класс в целом, сглаживая влияние колебания количества групп от урока к уроку.
Данные эксперимента для обработки и анализа Блок А: простого планирования (по количеству деталей, размещению деталей, порядку сборки, распределению работы в группе); Блок Б: оптимального планирования; Блок В: формирования проектных умений и цепочек из них (задачи-цель-проблема); Блок Г: презентативные умения; Блок Д: рефлексивные умения.
Блок А: простое планирование: по количеству деталей, размещению деталей, порядку сборки, распределению работы в группе в 1 полугодии 2 класса
Блок А – простое планирование сравнение результатов нескольких педагогов
Блок Б: оптимального планирования
Блок В: формирования проектных умений и цепочек из них (задачи-цель-проблема) 2-й класс 2 полугодие и 3-й класс 1 полугодие
Контрольная работа «Мороженое» после 1 полугодия в 4 классе
Результаты контрольной работы в 4х классах г.
Сравнение результатов контрольной работы и средних показателей наблюдений в 1 полугодии 4 класса
Сравнение результатов контрольной работы и средних показателей наблюдений во 2 полугодии 4 класса
Анализ контрольной «Мороженое» в ЦО 775 в
То же по отдельным умениям
Представленные данные эксперимента для оценки и анализа степени успешности процесса формирования проектных умений и проектной деятельности у младших школьников показывают: Положительную динамику формирования проектных умений (простого планирования по количеству деталей, размещению деталей, порядку сборки, распределению работы в группе; оптимального планирования; формирования проектных умений и цепочек из них - задачи- цель-проблема); презентативных и рефлексивных умений. Результаты, полученные наблюдением группового и индивидуального проявления умений учащихся, и результаты контрольных работ в 4-ом классе идентичны – сформированность проектных умений достигается! Результаты по тестам на рефлексию показывают сформированность проектных понятий и представлений, отношения «я и освоенное на курсе»; в отдельных случаях методологический уровень освоения.
Спасибо за внимание!!! Лаборатория информационной поддержки развития образования Учебное проектирование и исследование в образовательном учреждении