Общественное обсуждение Вариант подготовлен рабочей группой Института образовательной политики « ЭВРИКА » Федеральный государственный стандарт общего образования ( макет )
1 вопрос : В чем отличие идеологии нашего варианта стандарта от предыдущих стандартов 1998,2004 годов, а также варианта стандартов группы РАО ?
Стратегия нового стандарта направлена на : формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете ; инициацию внеучебных достижений ; инициацию обогащения педагогического и управленческого арсенала ; создание условий институциональной гибкости и пластичности образования. ИТОГ : стандарт должен обрести рамочный характер и вид, т. е. задать границы возможного, а не перечень необходимого. Суть нового стандарта - помочь учреждению создать условия и возможности для самостоятельных действий ученика и педагога, а не в том, чтобы лишить их этой возможности, предопределив и навязав детали функционирования.
Структура ФГОС - « Три Т » Область применения ( для кого создается стандарт, кто его пользователь ?); Термины и понятия, используемые в стандарте ( необходимо договориться о рабочих определениях ведущих понятий и терминов для общего понимания текста стандарта ); Требования к структуре образовательной программы ( нормативные сроки, трудоемкость, соотношение отдельных ее элементов, цели ступеней образования, характеристики возрастов, видов деятельности, задачи учащихся и педагогов, образовательный план, состав и характеристика образовательных областей, вид образовательной программы ) Требования к результатам освоения образовательных программ ( предметные знания, ключевые компетентности, социальный опыт ) Требования у условиям реализации образовательных программ ( фундаментальные ядра учебных предметов, образовательный процесс, информатизация, материально - техническое обеспечение, кадровое и финансовое ) Оценка качества освоения образовательных программ ( измерители, формы, способы оценивания )
2 вопрос : Что такое « Три Т » ?
Показатели реализации ОП СтупениКол - во часов / неделю Соотношение ФК / ШК Соотношение УД / ВНУД Соотношение ауд / сам. работа Начальная Школа (4 года /5 лет ) 104(98)**80/20 90/10 Основная школа (5 /4 года ) 174(164)70/3065/3575/25 Старшая школа (2 года ) 96 (90)60/40
Структура ООП ступени образования Цель ступени Характеристика возраста Описание видов деятельности школьников Задачи, решаемые учащимися, в ходе освоения ОП ; Задачи, решаемые педагогическим коллективом Образовательный ( учебный ) план ступени Комплект рабочих учебно - предметных программ, модулей, курсов образовательных областей учебного плана Образовательные программы допобразования ; Описание планируемых результатов реализации ОП
Виды деятельности школьников на разных ступенях образования Виды деятельности младшего школьника : Совместно - распределенная учебная деятельность в коллективных формах ( коллективная дискуссия, групповая работа ) Игровая деятельность ( высшие виды игры – игра - драматизация, режиссёрская игра, игра по правилами ) Творческая деятельность ( художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.) Трудовая деятельность ( самообслуживание, участие в общественно - полезном труде, в социально значимых трудовых акциях ) Спортивная деятельность ( освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях ).
Виды деятельности школьников на разных ступенях образования Виды деятельности подростков : Совместно - распределенная учебная деятельность в личностно - ориентированных формах ( включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания ; возможность проявить свою индивидуальность ; выполнять « взрослые » функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.). Совместно - распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение социально - значимого продукта. Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения. Деятельность управления системными объектами ( техническими объектами, группами людей ). Творческая деятельность ( художественное, техническое и другое творчество ), направленная на самореализацию и самоосознание. Спортивная деятельность, направленная на построение образа себя, самоизменение.
Виды деятельности школьников на разных ступенях образования Виды деятельности старших школьников Учебно - образовательная деятельность в стартовых формах университетского образования ( лекции, семинары, тренинги, практикумы ). Самостоятельно организованная учебная деятельность ( подготовка к экзаменам, обучение в системе экстерната, обучение в заочных школа.) Конструкторско - исследовательская деятельность по конкретной профильной теме. Организационно - проектная социальная деятельность. Деятельность по формированию своего профессионального, личностного и гражданского самоопределения ( стажировки, пробы, рефлексивные сессии ).
Базисный учебный план – механизм реализации ООП : требования ( пример ) Образовательные области 1 ступень 1-4 классы Соотношение учебной внеучебной Де Соотношение аудиторной / самост. работа Филология : федеральный компонент : региональный и школьный компонент : / / / / / /24 Математика Естествознание Искусство
Динамика соотношений основных показателей учебного плана
Требования к результатам освоения ООП Описание образовательных результатов в каждой образовательной области как набора определенных культурных способов ( средств ), позволяющих выпускнику решать как предметные, так и надпредметные задачи ; Описание ключевых компетентностей для каждой ступени образования ( в динамике ); Описание образовательных результатов как социального опыта, задающихся исключительно накопительной системой оценки учебных и внеучебных достижений, например, с помощью « портфолио » ( в таких образовательных областях, как « Искусство », « Технологии » и « Здоровье »).
Требования к условиям реализации ООП Описание фундаментальных ядер для образовательных областей как системы основных способов действий ( понятий ) и средств ; Описание образовательных технологий адекватных этапам образования школьникам Требования к учебно - методическому оснащению ОП ( учебник и др. материалы ) Требования к информационному оснащению и нормативно - правовому обеспечению Финансовое обеспечение Кадровое обеспечение