Исследовательская деятельность младших школьников Учитель Метельская Е.В.
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских мероприятиях. Потребность ребёнка в исследовательском поиске обусловлена биологически. Актуальность темы
Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком, является ведущим способом учебной деятельности. Навыки исследовательской деятельности совпадают с универсальными учебными действиями, которые должны быть сформированы у младшего школьника.
Цель : · трансформировать процесс развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи · развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников; · обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; · формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска; ·формирование у родителей младших школьников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Теоретико-методологическая основа исследовательской деятельности В трудах отечественных педагогов В.П.Вахтерова, Н.И.Новикова, Б.Е.Райкова, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского и зарубежных Дж.Бруннер, А.Дистервег, Дж.Дьюи, Ж.Ж.Руссо, И.Песталоцци, С.Френе и других. Методические и дидактические основы использования исследовательских методов в обучении обоснованы И.Я. Лернером, М.И. Махмутовым, М.Н. Скаткиным. Обоснование обучения, направленного на формирование умений добывать и применять полученные знания, дано Л.С. Выготским, В.В.Давыдовым, Л.В.Занковым, Н.Ф.Талызиной, Д.Б.Элькониным, И.С.Якиманской. Психологические основы организации учебно-исследовательской деятельности детей разного возраста описаны А.Н.Поддьяковым, А.И.Савенковым. Теоретические, методические, дидактические аспекты исследовательской деятельности учащихся представлены в трудах Л.А.Казанцевой, Г.В. Макотровой, А.В. Леонтовича; вопросы развития исследовательских умений рассматривались А.Г.Иодко, О.И.Митрош, В.П. Ушачевым.
Теоретико-методологическая основа исследовательской деятельности Сущность и содержание Классификация исследований Психолого-педагогические основы Педагогические условия организации
Реализация исследовательской деятельности Урок Внеурочная деятельность (курс «Я – исследователь») Проектная деятельность Внеклассная работа
Проектная деятельность Особая педагогическая значимость проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что (Цветкова И.В.): проектная деятельность является практическим целенаправленным действием, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром; проектная деятельность актуализирует субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе; идет от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирует детскую самодеятельность; проектная деятельность выводит педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.
Проектная деятельность Проектная задача «Конструирование детской площадки» Работа в группах 1 класс Урок технологии
Урок Поиск информации по теме «Откуда появилось название нашего города ?» ( исследовательская задача на уроке письма) в 1 классе Презентация работы
Внеклассная работа Коллективный проект «Праздник бабушек и мам» 1 класс Стадия планирования с использованием интерактивной доски. Документ интерактивной доски
Внеклассная работа Коллективный проект «Праздник бабушек и мам» 1 класс 4 марта 2011 года
Внеурочная деятельность Курс «Я – исследователь» По программе Савенкова А.И. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 7 до 11 лет(1 – 4 классы). Формы занятий: · по количеству детей, участвующих в занятии, – преимущественно коллективная (1-й и 2-й год обучения), групповая, индивидуальная; · по особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, семинар, презентация в форме защиты итогов работы; · по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий
Этапы работы по программе «Я – исследователь» А.И.Савенкова 1 год работы. Репродуктивный уровень. Работа организуется через выполнение предлагаемых заданий и ответы на следующие вопросы: - Что такое исследование? - Кто такие исследователи? - Как получать информацию? - Как задавать вопросы? - Как научиться выделять главное и второстепенное? 2 год. Алгоритмический уровень. Выполнение заданий, направленных на определение методов исследования. Проведение простейших экспериментов и выполнение основных логических операций. Развитие умений высказывать суждение, делать выводы по предлагаемой теме. 3 год. Творческий уровень – развитие способности самостоятельно выбрать тему исследования на основе своих интересов и увлечений, определить объект исследования, самостоятельно совершенствовать технику экспериментирования. 4 год. Исследовательский уровень – развитие способности выполнять предлагаемые задания по определению круга проблем, связанных с объектом собственного исследования, высказывать гипотезы, которые впоследствии должны быть аргументированы и подтверждены или опровергнуты.
Ожидаемые результаты освоения программы Обучающийся будет знать: · основные особенности проведения исследований разных видов; · методы исследования; · правила выбора темы и объекта исследования; · основные логические операции, их отличительные особенности; правила успешной презентации работы. Обучающийся будет уметь: классифицировать; обобщать; отбирать все возможные варианты решения; переключаться с одного поиска решения на другой; составлять план действий по своей работе; рассматривать объект с различных точек зрения; составлять задания по предложенной теме; проводить самоконтроль. презентовать свою работу. Обучающийся будет способен проявлять следующие отношения: · без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий; · работать в коллективе, группе; · презентовать работу перед аудиторией.
Занятие по теме «Наблюдение – самый популярный и доступный метод исследования» Наблюдаем в микроскоп Сентябрь 2010 год
Занятие по теме «Наблюдение – самый популярный и доступный метод исследования» Наблюдаем в лупуСентябрь 2010 год.
Занятие по теме «Наблюдение – самый популярный и доступный метод исследования» Наблюдаем на экскурсии1 класс
Занятие по теме «Учимся наблюдать» 1 класс
Поиск информации для исследований в библиотеке 1 класс Сентябрь 2010 г.
Поиск информации для исследований в городском музее Экспозиция «132 поросёнка» Коллекция поросят Михайловой Ирины п.Боровёнка Учимся как оформить и защитить свою коллекцию
Наши коллекции Презентация коллекций Коллекция статуэток Сахаревой А. Коллекция ободков Рассказовой В. Коллекция ёлочных игрушек Петровой А.
Поиск информации для исследований в Интернете Обучение навыку работы на компьютере с целью поиска информации и оформления своих проектов 1 класс
Коллективная игра-исследование «Строим многоквартирный дом» 1 класс Октябрь 2010
Занятие по теме «Учимся задавать вопросы» Исследование заданного объекта Работа в группах
Защита наработанного в группах 1 класс Октябрь 2010 год
Занятие по теме «Опыт» Опыт «Значение воды и света для жизни растений » Высадка семян фасоли Через 2 недели Прогнозы подтвердились Проросло только семя фасоли, получавшее воду и свет 1 класс
Защита исследований, проведённых дома совместно с родителями 1 класс
З анятие по теме «Эксперимент с реальными объектами» Декабрь 2010 г. 1 класс «Плавучесть предметов»
Использованная литература «Методика исследовательского обучения младших школьников» А.И.Савенков Исследовательская деятельность младших школьников» Е.В. Кривобок О.Ю. Саранюк «Проектные задачи в начальной школе» А.Б. Воронцов «Метод проектов в начальной школе» Н.В.Засоркин