Программа развития проектного мышления у младших подростков
Цель курса – развитие у пятиклассников навыков проектного подхода к проблемам, формирование основ проектного мышления.
Задачи 1.Формирование у школьников психологической готовности к восприятию проблемной ситуации как личной задачи деятельности. 2.Формирование представлений о типах проблемных ситуаций и типах подходов к их решению. 3. Развитие навыков коллективной проектной деятельности и решения специфических проблемных ситуаций, возникающих в групповом процессе. 4. Формирование готовности к переносу полученных навыков в ситуации реальной жизнедеятельности и реального общения с другими людьми. 5. Развитие ряда социально – психологических качеств личности: способности цивилизованно отстаивать свое мнение, коммуникативной культуры и др.
Структура учебного курса 1 часть - вводная – направлена на формирование навыков сотрудничества и знакомство с понятием проблемной ситуации. 2 часть - ориентирована на ознакомление с типами проблемных ситуаций. Формирование навыков их распознавания и адекватного их решения. 3 часть - отработка практических навыков.
Критерии эффективности учебного курса «Внутренние» критерии: - Усвоение основных понятий курса: «проблема», «виды проблем», «решение проблемы». -Освоение навыков классификации проблем пяти видов. - Освоение основной технологии решения конкретных проблем. - Освоение технологий коллективного обсуждения и принятия общего решения. - Формирование психологической установки на сотрудничество в ситуации коллективной деятельности.
«Внешние» критерии: -Перенос полученных психологических данных в ситуации учебной деятельности на реальные уроки. -Перенос полученных навыков в ситуации общения и взаимодействия внутри класса и между классами вне учебной жизни.
Рабочие тетради
Индивидуальная работа учащихся в тетрадях
Работа учителя с классом
Выполнение заданий у доски
Обсуждение проблемной ситуации в микрогруппах в условиях класса
Работа учащихся в подгруппах Групповое обсуждение проблемной ситуации
Практическая работа по определению типов проблем
Разделение на рабочие группы для решения поставленных задач
Проект кабинета - Учебная зона - Зона хранения вещей - Игровая зона
Упражнение «Групповой портрет»
Проект «Мы строим парк» Проект 5Г класса Проект 5Б класса
Работа над зонами парка Зона аттракционов«Сказочный городок» Спортивная зона Зона культурного отдыха
Групповое принятие решения Сочетание элементов традиционного урока с игровыми и тренинговыми упражнениями
Групповая дискуссия по принятию общего решения
Работа в командах, игры-соревнования
Индивидуальная работа учащихся (оценка усвоенных знаний по пройденному курсу)
Критерии эффективности курса 1.Усвоение алгоритма решения проблем
2. Интерес к предмету
3. Навык групповой работы
4. Предпочтение индивидуальной работы
5. Предпочтение учащимися 5-х классов различных подходов в обучении
6. Отношение к проектной деятельности
7. Самооценка навыков
Типология проблем Проблема, похожая на мозаику (паззл), – разделить на части и решать каждую часть отдельно. Проблема, похожая на многослойное желе, – совершать последовательно все действия в правильном порядке. Проблема, похожая на снежинку, – имеет несколько вариантов решения, из которых нужно выбрать лучший. Проблема, похожая на олимпийские кольца, – каждый в группе должен добиться успеха в своем деле и помочь это сделать всем остальным участникам. Проблема, похожая на притчу о слоне, – необходимо понять, что имеет в виду каждый собеседник, и прийти к взаимопониманию.
1 задание Наш придворный агроном вывел репку диковинную, выросла она больше человеческого роста. Корни у нее мощные, как у дуба. Никак не вытянешь. Всего в нашем царстве три экземпляра имеются. Вам нужно придумать, как эти репки из земли достать. Выросли они в разных местах, так что вы друг другу мешать не будете.
2 задание Подарил мне сосед три золоторунных стада, в каждом стаде по 20 овец. Сейчас пришло время стрижки. Каждый волос – на вес золота. Да вот беда, - характер у золотых овец норовист, никто их подстричь не может. Сделайте милость, решите вы эту задачу, подстригите овец. А я вас награжу.
3 задание Подарил мне английский король семена чудо-пшеницы. Мы засеяли ими три поля. Взошла пшеница, такая красивая, ладная. Но вот беда – кто-то по ночам приходит да пшеницу поедает. Кто – неизвестно. Все мои сторожа на службе засыпают. Уберегите мои поля до жатвы.