С ОВРЕМЕННЫЙ УРОК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ Опыт работы учителя технологии Лебедевой Ирины Леонидовны МОУ СОШ 18 города Костромы
2. Современный урок. Составляющие компоненты урока 1) Новые методы и формы работы на уроках, в неурочной деятельности - Метод проектов (групповая работа: в группе слабые и сильные учащиеся) - Творческие проекты учащихся (продукт деятельности) 2) Новые технологии обучения - разработка и составление урока с использованием ИКТ (информационных компьютерных технологий) а) компьютер б) сканер в) принтер г) фотоаппарат 3) Использование разных информационных источников А) учебно-методическая литература Б) книги по рукоделию В) журналы по рукоделию Г) Интернет 4) Современное оборудование, материально-техническая база - изучение новинок предметов по рукоделию - показ, демонстрация, рассказ о современных предметах, приспособлениях и инструментах по рукоделию - изучение современного швейного оборудования 5) Современные учащиеся Развитие и поддержка у уч-ся стимуляции к обучению 1. Применение ЗУН, полученных в процессе обучения, в практической деятельности 2. Участие уч-ся в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях разного уровня 3. Разработка и создание исследовательских проектов уч-ся с выполнением практической работы социальной значимости 4. Защита творческих научно-исследовательских работ на итоговой аттестации в 9 классе по выбору 5. Итоговая оценка за год по предмету «Технология» идет в аттестат о среднем образовании 6. Создание портфолио по курсу предмета технологии 6) Современный учитель 1. Использование новых технологий обучения 2. Применение информационных компьютерных технологий (ИКТ) 3. Раскрытие научного, творческого, исследовательского потенциала при участии в разных мероприятиях – презентации 2009 год
Разделы и темы Количество учебных часов РазделТема Раздел 1. Вводное занятие 1 Раздел 2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Декоративно-прикладное творчество – вышивка гладью 8 Урок 2.1.Художественная вышивка гладью 1 Урок 2.2.Выполнение элементов и вышивание узора владимирскими швами 1 Урок 2.3.Выполнение элементов и вышивание узора в технике белой гладью 1 Урок 2.4.Выполнение элементов и вышивание узора в технике атласной глади 1 Урок 2.5.Выполнение элементов и вышивание узора штриховой гладью 1 Урок 2.6.Выполнение элементов и узора двусторонней глади без настила 1 Урок 2.7.Выполнение элементов и вышивание узора в технике швами «узелки» 1 Урок 2.8. Выполнение элементов и вышивание узора в технике шов «рококо» 1 3. Тематическая разработка уроков по «Технологии» в 8 классе по разделу программы «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Декоративно- прикладное творчество – вышивка гладью» Тематический план 8 класс (1 четверть) Учебник «Технология 8» В. Д. Симоненко (вариант-девочки) Программа «Технология» 2007 г.
- Трудности перехода на новую программу обучения (изменение разделов и тем программы, сокращение часов программы до 1 ч) 1) Очень большая самоподготовка учителя по составлению урока (теоретическая часть и практическая часть) 2) Катастрофическая нехватка времени на уроке 3) Не понимание, не приятие учащимися новой программы (отменили любимую кулинарию) 4) Перестройка учащихся на новый ритм работы (с 2 часов на 1 час) 5) Большая часть времени на выполнение практической работы отводится для самостоятельного выполнения
- Положительные результаты работы: 1) Изучение теоретического материала уроков с использованием ИКТ (разработка, составление, демонстрация презентаций) - сокращается время на изучение теории, увеличивается время для практики - новые формы работы - повышается интерес учащихся к изучаемому материалу - материал излагается в более доступной, понятной форме для учащихся - повышается уровень восприятия излагаемого материала («лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать») 2) Большая часть времени урока отводиться для практической работы минут - объяснение практического материала по группам - индивидуальная работа с учащимися 3) Обязательно отводится время на уроке для закрепления теоретического материала 5 – 10 минут - закрепляются знания по теории (без теории нет практики) - выявляются проблемы изучения, на которые нужно обратить внимание - сосредоточение внимания учащегося в течении всего урока 4) Составление и изучение алгоритма отличительных особенностей разных видов вышивки - наличие определенной, конкретной схемы для работы - дополнительное изучение теории о той или иной вышивке - возможность сравнительного анализа разных видов вышивки 5)Использование новых форм обучения. Метод проектов. Работа в группах - в группах работают сильные и слабые ученики - выслушивается точка зрения каждого - в результате дискуссии выбирают правильный ответ - улучшается качество работы - повышается самооценка слабых учащихся - слабые учащиеся работают в группах (индивидуально не всегда и уровень работы низкий) 6) Критерии оценки деятельности учащихся на уроке - Оценивается практическая работа - Оценивается теоретическая работа (повторение и закрепление материала) - Оценивается работа на уроке - Оценивается работа в целом на уроке
- Итоговая деятельность учащихся 8 классов по изучению предмета «Технология» раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Декоративно- прикладное творчество – вышивка гладью» 1) Для подведения итогов работы учащихся учителем была предложена форма проектной деятельности по разработке и созданию творческого проекта. Каждый учащийся работал индивидуально. 2) Учителем была предложена примерная форма по разработке и созданию творческого проекта 3) Некоторые учащиеся воспользовались предложенной формой проекта 4) Некоторые учащиеся воспользовались частично предложенной формой и внесли свои изменения и дополнения в работу 5) Некоторые учащиеся выполнили работу самостоятельно 6) Учащиеся в итоге работы приняли и поняли новую программу, составили отчет о своей работе, получили продукт своей деятельности 7) Уровень оформления работ разный (наличие компьютера дома не у всех учащихся)
4. Выводы и рекомендации: 1. Продолжить работу по новой программе образования по курсу предмета «Технология» в 8 классе 2. Использовать в работе новые формы и методы для повышения качества образования 3. Применять в процессе обучения новые технологии с использованием информационных компьютерных технологий (ИКТ) 4. Продолжить применять проектную деятельность учащихся в качестве итоговой деятельности (заменить индивидуальные творческие проекты на групповые)
Критерии оценки выполнения практической работы Ф. И. уч-ся по списку Наличие материалов Выполнение по образцу Творчество в работе Качество выполнения работы Выполнение ТБ и СГТ Итог практической работы Критерии оценки всего учебного процесса на уроке Ф. И. уч-ся по списку Повторение материала Работа на уроке Практическая работа Закрепление материала Итог урока