ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Условия исследовательского обучения стремиться определять и выражать качество неизвестного при помощи известного непременно измерять все, что может быть измерено, по возможности показывать численное отношение изучаемого к известному всегда определять место изучаемого в системе известного
Основные этапы исследования постановка проблемы изучение теории, посвящённой данной проблематике подбор методик исследования собственные выводы сбор материала, его анализ и обобщение научный комментарий
Уровни исследовательского обучения педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику
Классификация исследований по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные ) по теме (предметные или свободные) по месту проведения (урочные и внеурочные) по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала, изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу) по времени (кратковременные и долговременные)
Первый этап – 1 класс Коллективный учебный диалог Рассматривание предметов Создание проблемных ситуаций Чтение-рассматривание Коллективное моделирование Игры-занятия Совместное с ребенком определение его собственных интересов Индивидуальное составление схем Выполнение моделей из различных материалов Экскурсии Выставки детских работ.
Второй этап – 2 класс Учебная дискуссия Наблюдения по плану Рассказы детей и учителя Мини-исследования Экскурсии Индивидуальное составление моделей и схем Мини-доклады Ролевые игры Эксперименты.
Третий этап – 3 и 4 классы Мини-исследования Уроки-исследования Коллективное выполнение и защита исследовательских работ Наблюдение Анкетирование Эксперимент
Список рекомендуемой литературы Румянцева Н.Ю. Организация учебно- исследовательской деятельности младших школьников.-pedsovet.org Румянцева Н.Ю. Потенциальная готовность учителя к организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников.- pedsovet.org Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников // Исследовательская работа школьников. –
Список Интернет-ресурсов по проблемам исследовательской деятельности -Портал исследовательской деятельности учащихся -сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. - сайт журнала «Исследовательская работа школьника» сайт-обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр сайт подписки на рассылку новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям в рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся.