Принципы организации внеклассной работы по иностранному языку. 1)Принцип связи обучения с жизнью. 2) Принцип коммуникативной активности учащихся. 3) Принцип учета уровня языковой подготовленности учащихся и преемственности внеклассной работы с уроками иностранного языка. 4) Принцип учета возрастных особенностей учащихся. 5) Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. 6) Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы по иностранному языку.
Эффективность и результативность внеклассной работы зависит как от учета указанных выше принципов, так и от соблюдения следующих условий: - добровольность участия; - сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя; -занимательность и новизна содержания, форм и методов работы; - эстетичность всех проводимых мероприятий; - четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий; -наличие целевых установок и перспектив деятельности; - широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся; -гласность; -привлечение учащихся более старшего возраста к подготовке и проведению мероприятий с учащимися более младшего возраста.
Цели и задачи внеклассной работе по иностранному языку. Целями внеклассной работы по иностранному языку являются: - расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью; - стимулирование интереса учащихся к изучению предмета; -всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально- волевую и духовно-нравственную сферы. Внеклассная работа по иностранному языку решает такие задачи: - усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках ИЯ; - помощь ребёнку в формировании мировоззрения; - развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов; - воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается. Хотя цели и задачи учебной и внеклассной работы почти полностью совпадают, в содержании, организации и формах проведения последней наблюдаются существенные различия.
Отличия внеклассной работы от учебной. -Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе. -Внеурочный характер занятий. - Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений.
Формы и методы внеклассной работы по иностранному языку. В методической литературе и в практике школы традиционно различают три формы внеклассной работы: массовые, групповые, индивидуальные. Массовые формы По смыслу можно выделить такие формы внеклассной работы по ИЯ: - соревновательные (конкурс, игра, олимпиада…) - средства массовой информации (стенгазета, объявления, бюллетень, устный журнал, дайджест, выставка –викторина…) - культурно-массовые (вечер-праздник, вечер-портрет, вечер-встреча, вечер-хроника) - политико-массовые (форум, фестиваль, пресс-конференция, телемост, ярмарка солидарности…) Групповая форма внеклассной работы имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими интересами. К этой форме принадлежат разнообразные кружки: разговорные, вокальные, драматические, переводчиков, филателистов, внеклассного чтения и т.п. Индивидуальная внеклассная работа проводится с отдельными учениками, которые готовят сообщение или доклад о стране, язык которой изучается, о значительных датах и событиях, выдающихся людях, разучивают стихи, песни, отрывки из литературных произведений на иностранном языке, изготовляют наглядные пособия, оформляют стенгазеты, альбомы, стенды и т.п.
Неделя иностранного языка, переписка учеников, экскурсия, проектная деятельность как формы внеклассной работы. Среди массовых форм внеклассной работы по иностранному языку целесообразно выделить такую форму внеклассной работы как неделя иностранного языка в школе. Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента учеников, а по своей структуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию учеников. Процесс подготовки и проведение Недели ИЯ проходит в три этапа. I этап (подготовительный) начинается составлением программы Недели. На этом этапе создается оргкомитет, в состав которого избираются учителя иностранного языка, завуч, представители учащихся и их родители. II этап - это проведение Недели иностранного языка. Обязательным условием проведения Недели есть создание атмосферы праздничности, непринужденности. Ученики должны ощущать удовлетворение и радость от своего участия в празднике. III этап посвящен итогам Недели. Желательно выпустить информационный бюллетень и сообщить о том, как прошла Неделя, каких успехов достигли ее участники, кто из учеников наиболее отметился.
Как отдельную форму внеклассной работы по иностранному языку можно выделить переписку учеников. В нашей школе активно занимается этим видом деятельности учитель английского языка И.В. Ющенко, ее ученики состоят в переписке с носителями английского языка, учениками канадской школы города Ванкувер. Переписка имеет не только большое воспитательное, но и практическое значение, поскольку оказывает содействие развитию речи учеников. Переписка дает возможность ученикам практически использовать иностранный язык как средство общения и получать дополнительную информацию к темам программы.
Проектная деятельность учащихся является распространенным видом работы с использованием Интернет. Это наиболее эффективная деятельность учащихся во внеурочное время. Однако сразу следует оговориться, что ее эффективность в полной мере зависит от организации и координации со стороны педагогов. Олимпиады, викторины на иностранном языке могут также вносить свою лепту в совершенствование иностранного языка, но они касаются, в основном, продвинутых учащихся. В проектах же участвуют все. Проекты могут выполняться, как на уроке, так и во внеурочное время. Проектная деятельность наиболее эффективна, если ее удается связать с программным материалом, значительно расширяя и углубляя знания учащихся в процессе работы над проектом. В основе проекта всегда лежит какая-то проблема. Проект не должен ограничиваться темой. Нужна пусть небольшая, но значимая проблема. Только таким образом удается переключить внимание школьников с формы высказывания на содержание. Например, при подготовке проектной работы по теме «Молодежные субкультуры» в 10 классе по учебнику В. П. Кузовлева можно воспользоваться услугами библиотеки имени А.П.Гайдара, которая приглашает школьников на презентацию данной темы. Наша школа очень активно сотрудничает с данной библиотекой и другими библиотеками города.
Внеклассная работа по иностранному языку. Из опыта работы учителей МОУ СОШ 36. В нашей школе ведется активная внеклассная работа по иностранному языку. Это кружковая работа по английскому языку (учитель И.В.Ющенко), преподавание второго иностранного языка – немецкого (учитель Е.В.Андреева), постоянно принимаем участие в «Празднике словесности» (НОУ «Ксения»), в конкурсе творческого перевода (МОУ ОГ 21). Наши дети являются участниками всероссийской олимпиады по английскому языку на школьном и муниципальном этапах, занимали 1, 2, 3 место на окружном уровне, были призерами муниципального этапа в прошлом и нынешнем учебном году, (учителя: Е. Н. Бутрим, Е.В.Андреева, И.В.Ющенко), в учебном году принимали участие в международной игре «Британский бульдог». Ежегодно в нашей школе, обычно в четвертой четверти, проходит неделя иностранного языка. В эту неделю проводятся разные конкурсы, КВН, выставки плакатов и проектов, игры по станциям и т. д. Примеры некоторых мероприятий: 1.Оформление школы: надписи кабинетов и других помещений школы, расписание уроков, выставка плакатов по определенной тематике, план недели на английском языке. 2.Конкурс чтецов (старшие классы). Мероприятия проводилось на двух языках: немецком и английском. 3.Игра по станциям. Участники: 7-8 классы (станция лексическая, грамматическая, творческая, знания культуры англоязычных стран и т.д.) 4.Музыкальная гостиная (старшие классы). Из истории рок-н-рола, «Битлз». 5.Выставка «карт» англоязычных стран. Делается плакат в форме карты страны, где помещается разнообразная информация о стране. 6.Праздник алфавита в начальной школе и др.
Спасибо за внимание!