Стратегия Action Research: практика внедрения социального знания По материалам дипломной квалификационной работы Автор рабаты: Цветкова М.Л. Научный руководитель: Савинская О.Б.
Проблема исследования «Многие фундаментальные разработки завершаются лишь сугубо теоретическими выводами, хотя реализация научных идей – не менее важная задача, чем их теоретическое обоснование». Геннадий Семенович Батыгин
Западный опыт применения стратегии Rahman M. The Theory and Practice of Participatory Action Research Цель: обучение через действие (глубинные интервью). Walter H & Swan D. Positively Fit: a case study in community development and the role of participatory action research Цель: изучение латентных институтов через действие (включенное наблюдение). Турен А. «Возвращение человека действующего» Цель: организация диалога (разрешение конфликта) через действие (групповая работа). Action Research into Information for People with Disabilities (колл.авторов). Цель: всесторонний анализ ситуации, привлечение внимания к проблеме через действие (экспертные оценки).
Этапы применения Action Research на практике 1.Диагностика проблемы: Выявление необходимого для решения проблемы области социального знания 2.Разработка программы внедрения: Выбор основных условий существования социальной группы, изучение имеющихся у компании N источников, сопоставление 3.Реализация программы: Обновление официальной интернет-страницы и практики организации мероприятий 4.Оценка: Сравнение сопоставление значений индикаторов эффективности «до» и «после»
Схема диагностики проблемы Исследователь (соц.теории) Пассивность Сотрудники (опыт) Теория социальных групп Деятельность Компания Восприятие членами ассоциации Восприятие сотрудниками
Теоретический уровень Повседневный уровень Фрагментарность Отсутствие интереса к заседаниям Длительный период между собраниями Забывчивость членов сообщества о заседаниях Отсутствие пометки о заседании в графике и т.д. Отсутствие идентичности Незнание членов сообщества Отсутствие на собраниях и незнание президента сообщества Забывчивость (забыли о членстве и т.д.) Непонимания целей присутствия на заседаниях Информационное пространство Низкая посещаемость интернет-странички Отсутствие возможности для общения Неосведомленность о практике издания книг Низкая степень осведомленности о публикациях отчетов о заседаниях сообщества в одном из периодических изданий отрасли Проблемная карта
Схема разработки плана Цели Взаимодействие Идентичность Нормы Преимущества Членство Структура Официальная страница Мероприятия Печатные издания + Программа развития
Схема программы внедрения Официальная интернет-страницаМероприятия Размещение резюме Информация о печатных изданиях Календарь мероприятий Организация форума Программа мероприятий Презентация деятельности Выборы президента Конструирование элементов социально группы
Индикаторы эффективности внедрения ИндикаторДо внедренияПосле внедрения Подтверждение участия 4954 Количество участников 2125 Вопросы 312 Инициативы 03 Благодарности 03
Исследование действием и оценка Сходство Оценка использована как один из этапов к пониманию проблемы; К исследование привлечены все заинтересованные стороны; Оценка ситуации действием, проверка гипотеза по средствам действия, с учетом специфики социальной группы; Цикличность процесса. Различия Основной метод - действие; Цель - разрешение проблемы,
Спасибо за внимание!