Выбор профессии. Сложно ли это? 9-б класс 9-б класс МОУ «СОШ 40» МОУ «СОШ 40» Проектная работа Проектная работа
Цель проекта - содействие профессиональному самоопределению учащихся. Дидактическая цель - раскрыть некоторые секреты выбора профессии. Методические задачи проекта - - обеспечить системой сведений о мире профессий; - актуализировать процесс самоопределения учащихся.
Тип проекта - долгосрочный, групповой, исследовательский. Продукт проекта - презентации по выбранной профессии; - краткий словарь новых профессий; -профессии не могут существовать вечно(эссе).
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА
1.Организационный этап. Стартовая презентация проекта (представление проекта учащимся). Выработка плана действия по реализации проекта. Определение задания для каждого участника проекта. Знакомство с требованиями к презентации, публикации. 2. Конструкционный этап. Поиск материалов по заданию. Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. 3. Исследовательский. Поиск информации о выборе профессии. Обсуждение выбора профессии. Составление личного профессионального плана учащегося и презентация с характеристиками выбранной профессии. 4. Технологический этап. 5. Итоговый этап. Защита проектов в виде конференции "О сколько в мире есть профессий…».
Вопросы, направляющие проект Основополагающий вопрос Можно ли прожить без профессии? Проблемные вопросы 1. Какие шаги необходимо сделать к взвешенному решению выбора профессии? 2. Что влияет на выбор профессии? 3. Какие профессии востребованы в наше время?
Учебные вопросы 1. Что такое профессия, специальность, должность? 2. Какие профессии бывают? 3. Что характерно для определенной группы профессий? 4. Какие учебные заведения существуют в нашем регионе? 5. Где можно получить информацию о профессиях ?
Активные группы I-группа Алещенко Кристина Апанасенко Дарья Астанин Ярослав Безверхов Александр Богданова Ирина Бут Карина II-группа Гришин Дмитрий Дергачев Денис Евсюкова Кристина Журавлев Александр Заводовский Сергей Заводовский Д митрий
Активные группы III-группа Коваль Станислав Козьменко Алексей Кислов Сергей Маслаков Виктор Москаленко Александр Мингазова Эльвира IV-группа Иванова Виктория Иванов Денис Прудникова Раиса Климов Алексей Гетьман Евгений Гостев Максим
Профессия - это род деятельности, связанный с определенной областью общественного производства. Как область приложения физических и духовных сил, профессия требует от человека подготовки, соответствующих знаний, умений, навыков (педагог, врач и др.)
Выбор профессии - это, прежде всего, процесс, цепочка взаимосвязанных шагов, осуществляемых с учетом различных обстоятельств, которые можно разделить на четыре группы: Планы: личные планы человека относительно его карьеры и будущего. А зачастую, как показывает практика, приходится учитывать и планы его близких, например родителей. Склонности: интересы к определенным видам деятельности, пожелания. Способности - как уже известные ему, так и скрытые, не успевшие проявиться. Актуальный социальный запрос на тот или иной вид профессии, а также прогноз динамики спроса на профессионалов в будущем.
Выбор профессии многие специалисты рекомендуют представлять в виде равнобедренного треугольника, стороны которого - такие понятия как "я могу", "я хочу" и "надо". Хочу - это интересы и склонности личности, которые могут проявляться уже в самом раннем возрасте (внимание, родители!), например, склонность к работе с людьми, техникой, природой и т. д. Могу - это способности человека к освоению и выполнению определенной профессиональной деятельности. Причем, выполнению быстрому и качественному. Надо - это, так сказать, социальный заказ, то есть потребность общества в людях определенных специальностей, спрос.
Типы профессий Тип профессии определяется предметом труда, с которым взаимодействует человек. Выделяют пять основных типов профессий : –человек – техника –человек – человек –человек – природа –человек – знаковая система –человек – художественный образ
Человек - техника Включает в себя обслуживание техники, ремонт, установку, наладку, управление, производство и обработку металлических и неметаллических изделий, механическую сборку, монтаж и т. д. (слесарь, токарь, шофер, инженер, водитель, электрик, радиотехник).
Человек - человек Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, трудовое и медицинское обслуживание людей (продавец, библиотекарь, журналист, врач, учитель, воспитатель, официант, администратор)
Человек - природа К этому типу относятся профессии, связанные с объектами живой и неживой природы (фермер, лесник, биолог, садовник, зоотехник, агроном, геолог, пчеловод)
Человек – знаковая система Объединяет людей, объектом труда которых является устная и письменная речь, цифры, химические и физические знаки, символы, ноты, схемы, карты, графики и т.п. (программист, машинистка, чертежник, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, печатник).
Человек – художественный образ Включает занятия, связанные с различными видами искусства – прикладного, изобразительного, музыкального, литературного, театрального (артист, писатель, гравер, архитектор, фотограф, музыкант, модельер, дизайнер).
Типичные ошибки при выборе профессии Ошибка первая: имидж ничто (Однако представителей «непрестижных» рабочих специальностей довольно мало, однако их услуги востребованы и высоко оплачиваются).
Типичные ошибки при выборе профессии Ошибка первая: имидж ничто (Однако представителей «непрестижных» рабочих специальностей довольно мало, однако их услуги востребованы и высоко оплачиваются).
Ошибка вторая: за компанию (Не стоит подстраиваться под лучшего друга и идти в тот или иной вуз только потому, что он планирует туда поступить )
Ошибка третья: родительское благословение ( Влияние родителей на выбор будущей профессии ребенка может быть как положительным, так и отрицательным. Нужно различать так называемые династические профессии, когда вы вырастаете информационно подкованным в какой-либо области и благодаря этому уже перед поступлением в вуз знаете намного больше, чем другие абитуриенты: плюсы и минусы специальности, ее рутинную часть и романтическую сторону, времена безденежья и карьерных взлетов. Это положительная сторона выбора династической профессии. Но есть и отрицательная. Частенько ваши родители сознательно или подсознательно стремятся реализовать в вас свои несбывшиеся мечты).
Ошибка четвертая: мечты, мечты... (Безусловно, многие современные выпускники школ очень амбициозны. Их кумиры молодые и успешные звезды шоу-бизнеса; объяснить вчерашнему школьнику, что он, к сожалению, не звезда, бывает порой практически невозможно).
Ошибка пятая: погоня за деньгами (Для многих людей работа не становится источником реализации собственных талантов, а является лишь источником материального дохода).
Анализ этой информации поможет вам правильно выбрать свою специальность, свое дело. Скучный термин профориентация на самом деле очень увлекательное и полезное занятие. Сколько людей страдают из-за того, что когда-то сделали неправильный выбор! Не стоит выбирать профессию, ориентируясь на советы знакомых, на возможные высокие заработки или престиж. Прислушайтесь к голосу своего сердца, протестируйте себя самостоятельно или вместе с профессионалами, и тогда потом вам не о чем будет сожалеть. Вы сделаете безошибочный выбор. Будьте уверены в себе! Успехов!
Практическая часть
Кто нужен нашему городу? Какую профессию в нашем городе ты бы выбрал(а) ? «Жителям города» предлагается создать структуру служб города, для того, чтобы город существовал как единый организм, где каждый из участников занимает свое место. Значимость выбора профессии в жизни человека
Безработные Из них рабочие профессии-659 чел.,вакансии-450ед. Неквалифицированные рабочие-131, вакансии-96 ед. Профессии, требующие профподготовки-528 Вакансии на 324 ед. Качественный состав спроса и предложения на регистрируемом рынке труда ГУ ЦЗН г. Новошахтинска на г.
Материалы по формирующему и итоговому оцениванию Критерии и показатели оценивания качества проекта Максимальное количество баллов - 30 баллов. Наличие правильного оформления титульного слайда (с указанием названия проекта, имен, места и даты выполнения)- 1-3 балла. Объём презентации (минимальное количество слайдов) балл, балла, балла. Соотношение графики и текста в презентации балла. Дизайн презентации: - шрифты -1-3 балла, цветовое оформление балла, наличие более сложных решений балла, наличие анимации и её оптимальность балла. Использование звука как дополнительного эффекта -1-3 балла. Качество раскрытия темы проекта в презентации балла. Наличие списка источников информации балла.
Спасибо за внимание!