Проект Поездка на Сикачи- Алян Автор Ученица 9 А класса Власова Людмила Руководитель Учитель биологии Скроботова С.Г. МОУ СОШ 2 городского поселения «Рабочий посёлок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края
1 Подготовительный 2 Проектировочный 3 Практический 4 Аналитический 5 Контрольно-коррекционный 6 Заключительный Этапы разработки проекта
Подготовительный 1 этап Цель: Мотивация, целеполагание участников проектировочной деятельности. Содержание деятельности: Выбор темы проекта. Постановка цели Организационные формы сотрудничества: Создание творческой группы, характеризующейся созданием проблемно- мотивационной среды
Этап 2 Проектировочный Цель – Планирование Содержание деятельности - Построение плана деятельности. Продумывание хода деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции Организационные формы- групповая работа
Этап 3 Практический Цель - Получение продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий Содержание деятельности - Сбор и обработка данных. Интерпретация результатов. Организационные формы сотрудничества – творческая группа, творческая лаборатория
Этап 4 Аналитический Цель -Рефлексия Содержание работы ученика - Сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы Организационные фрагменты - консультация
Этап 5 Контрольно-коррекционный Цель -Коррекция Содержание работы ученика - Анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок Организационные фрагменты уроков - Беседа, консультация, индивидуально- групповая рефлексия
Этап 6 Заключительный Цель - Защита проекта Содержание работы ученика - Представление содержания работы, обоснование выводов Организационные фрагменты – Нпк школьников МОУ СОШ 2 п. Ванино, 19 февраля 2010г.
Работа над проектом началась в 2008 году. При погружении в проект мы со Светланой Григорьевной сформулировали тему. Была поставлена цель: осуществить поездку на Сикачи- Алян, познакомиться с культурой малых народов Приамурья, сделать отчет о поездке. Выполнить цель мы могли при тесном сотрудничестве с ЦВР, учителем географии Терпигоревой Л.Н. Мы создали творческую группу, куда входили Скроботова С.Г., я- ученица 9 а класса Власова Л, методист ЦВР Мазыкина Ирина Дмитриевна.
На проектировочном этапе мы четко определили последовательность нашей работы: 1. Познакомиться (теоретически) с материалом о петроглифах, декоративно- прикладном искусстве народов Приамурья. Работа с материалами Варшавской Л.Е., материалами учеников Терпигоревой Л.Н. 2. Посещение музея этнографии в п.Ванино, руководителем которого является Варшавская Л.Е.- пополнение знаний о культуре малых народов Севера. 3. Решение тестов В КОЗЭШ (краевая очно- заочная экологическая школа ) г. Хабаровска, т.к. только будучи обучающимся данной школы, я могу осуществить поездку. Работа со Скроботовой С.Г.- консультации, беседы. 4. Работа с различными источниками. 5. Поездка. 6. Презентация проекта.
Поездка состоялась! Лето- это особое целостное и деятельное пространство, принципиально важное для развития и саморазвития детей. Летом дети открывают мир и себя в этом мире, осваивают летнее пространство времени, пытаются узнать себя в чем- нибудь, что- нибудь обо всем, абсолютно добровольно и всегда с удовольствием. Давно известно, что во время летних каникул происходит восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняют профильные смены формирования экологической направленности. Летом 2009 года краевое государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Хабаровский краевой центр развития творчества детей и юношества» традиционно организовал краевые профильные смены эколого-биологической направленности. В том числе была полевая школа-слет «Юный эколог».В различных мероприятиях приняли участие школьники из муниципальных образований края: городов Хабаровска, Комсомольска- на Амуре, Амурского, Бикинского, Ванинского, Вяземского, Комсомольского, им.Лазо, Тугуро-чумиканского, Хабаровского районов.
1 июня мы сели на поезд в п.Ванино, ехали сутки. В г.Хабаровске от жд вокзала мы отправились в центр Краевой очно- заочной экологической школы Хабаровского края. Через три часа состоялась посадка в автобус. В автобусе нас разделили на 2 отряда. Проехав полтора часа, мы увидели поселок. Я очень удивилась, когда увидела домики. Они выглядели как крыша. Нас по ним распределили. В этот же вечер нас собрали в столовой. И начали рассказывать как мы будем тут жить. Жить предстояло нам в полевых условиях.
Полевая экологическая школа-слет «Юный эколог» проводилась с третьего по девятое июля 2009 года на туристической базе «Сикачи -Алян». Целью проведения школы- слета было продолжение непрерывного экологического образования по образовательной программе краевой очно- заочной экологической школы, создание условий для активного отдыха и оздоровления, формирования и развития экологической культуры учащихся.
В первый день нам дали отдохнуть. Потом у нас начались занятия. Мы собирались в столовой и занимались там. Занятия вели наши вожатые. Но к нам еще приезжали с города разные специалисты. С Тагировой В.Т. мы ходили в лес. Мы там рассматривали разных животных и растения. Мы видели разные виды белок. Было очень интересно. Каждый вечер мы собирались и разводили костер. Садились и обсуждали, что мы за весь день нового узнали. Ходили мы еще на Амур. Амур был очень грязный, но вода там была очень теплая, так хотелось искупаться.
Мы ходили в музеи. Там очень много интересного. Старинные вещи, ружья, одежда, старинные люльки, рыболовные изделия, шалаши, в которых жили люди, разные чашечки, изделия. В холе здания стояли петроглифы. Еще ходили мы смотреть петроглифы, которые расположены на Амуре. Эти петроглифы нарисованы на камнях. Там были нарисованы спиральки, всякие лица, слон. Нам рассказывали историю как эти петроглифы появились. «У нас на земле было два солнца, от этого все плавилось, и даже камни, от такой жары некоторые люди умирали. Но нашелся один стрелец, у него были очень хорошие стрелы, и его отправили, чтобы он сбил одно солнце. И пока он ехал до этого солнца, люди рисовали на камнях. Когда он сбил солнце, начало все застывать, и вот так появились петроглифы». Но до некоторых петроглифов мы не дошли, потому что их затопило водой.
Учебно-воспитательный процесс школы слета включал два направления в соответствии с образовательной программой КОЗЭШ: экология животных, общая и прикладная экология. Для нашего общего развития были включены занятия по краеведению и основам исследовательской деятельности. Преподавателями школы стали В,Т. Тагирова- доктор биологических наук, профессор ДВГГУ, Е,Н, Швец-методист психологической службы КГОУ ДОВ «Центр качества», Н.И, Клочкова-заведующая отделом дополнительного экологического образования, Н.С Масловская –методист отдела дополнительного биологического образования Эколого- биологического центра.
В ходе реализации программы при работе со школьниками использовались мини-лекции, рассказ, беседа, наблюдение, лабораторные и камеральные практикумы, экскурсия. Для школьников были организованы экскурсии в музей школы села Сикачи-Алян и в отдел краевого музея имени Н.И. Гродекова при культурно-образовательном центре села. В ходе экскурсии мы расширили свои знания по краеведению, познакомились с культурой и бытом коренных малочисленных народностей Севера.
В орнаменте одежды присутствуют родовые деревья, характерную особенность которых составляют обращенные к друг другу животные, стоящие по сторонам дерева, образуя геральдическую композицию. От них вели происхождение многие нанайские роды. По традиции, в рисунке родового дерева, олицетворены три мира. Корни, рыбы, пресмыкающиеся представляют нижний мир. Таежные звери вокруг дерева символизируют средний мир. Корона, солнце, луна являются предметами верхнего мира.
Необычайно яркий и богатый мир природы Нижнего Амура наложил свой отпечаток на все виды материальной и духовной культуры нанайцев, в том числе и на их декоративное искусство. В орнаментах запечатлены картинки живой природы: волны, облака, растения, обитатели тайги– звери с присущими им движениями и повадками. Рыбы обычно изображаются парами, тело изображается в виде S- образной спирали, а иногда приобретает очертания рыбы.
Растительный орнамент встречается на предметах быта,утвари и одежды. Композиции состояли из сочетаний элементов растительных( бутоны, побеги, лепестки,стебли растений) и геометрических орнаментов. В орнаменте очень часто встречается изображение травы «трилистника».
Изображение животных чаще всего встречаются на женских и мужских халатах. Особенно своеобразно было украшение женских свадебных халатов, их шили из рыбьей кожи и украшали чешуйками с изображением птиц, млекопитающих, пресмыкающихся, насекомых и пауков.
Побывали на берегу реки Амур, где посмотрели петроглифы.
На занятиях по экологии животных мы знакомились с разнообразием животного мира села и его окрестностей, освоили методы учета позвоночных животных. Занятия по общей и прикладной экологии включали следующие темы: влияние различных экологических факторов на окружающую среду. Мы учились решать экологически задачи, предлагали свои пути решения экологических проблем. В последний день нашей работы были подведены итоги на занятии «Самый умный», которое проходило в форме игры.
На аналитическом этапе Здесь я сравнила планируемые результаты с реальными. Что удалось при работе над проектом? - Посетить музей, руководителем которого является Варшавская Л.Е. -Познакомиться с работами учеников учителя географии Терпигоревой Л.Н. -Изучить различные источники по интересующей меня теме. -Состоялась поездка на Сикачи-Алян - Решила тесты при поступлении на первый год обучения в КОЗЭШ.( результатов еще нет) -
На аналитическом этапе Что не получилось? - была не выдержана последовательность нашей работы, (было заявлено мое участие в обучении КОЗЭШ, затем состоялась поездка, потом решение тестов при поступлении на первую ступень обучения)
Заключительный этап Обобщение и выводы Работа над проектом показала мне значимость общения в команде, я осуществляла умения планировать и реализовывать пути решения вопросов. Наш проект был не исследовательского характера, цель была осуществить поездку на Сикачи-Алян и «прикоснуться» к культуре малочисленных народов. Я считаю, что цель выполнена.
Самое главное: мне интересно было работать в команде, я многое узнала, мой досуг был организован!!! У меня есть желание продолжить работу и подробнее изучить культуру малочисленных народов Севера, затем поделиться своими «находками» с ребятами. Хотелось бы, чтобы все знали про искусство нанайцев. Мы, молодое поколение, должны знать культуру людей, на чьей земле мы живем. Хотелось бы изучать эту культуру, гордиться ею, рассказывать о ней. Я нахожусь сейчас на начале пути, в планах – найти легенды и мифы, более подробно познакомиться с творчеством мастеров через литературу по нанайской культуре. В общем работы много, ведь краеведение для меня – источник знаний!
Библиография Научно-методический журнал «эгбо» 3\2009, г. Хабаровск