Информационная среда начальной школы на примере МОУ прогимназии 40 г. Мурманска Т.Е. Соколова Модуль 1. Методика использования педагогом средств и ресурсов информационной образовательной среды начального образования Тема: Технические ресурсы ИОС начального образования
Направления компьютеризации начального образования (на примере Мурманской области) Техническое и программно- методическое оснащение школы Компьютеризация труда педагога (учителя, классного руководителя, воспитателя ГПД) Компьютеризация в сфере дополнительных образовательных услуг Компьютеризация процесса обучения Компьютеризация в сфере самостоятельной познавательной деятельности младших школьников Использование компьютерных технологий в воспитательной работе с детьми
Информационно-образовательная среда (ИОС) - система инструментов и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности образовательного учреждения на основе ИКТ. Основным требованием к вычислительной и информационно- телекоммуникационной инфраструктуре, обеспечивающей использование ИКТ, является ее постоянное обновление, соответствующее динамично развивающимся ИКТ. Данная презентация рассказывает не о пилотной, а о самой типичной в плане компьютеризации учебного процесса начальной школе Мурманской области. Поэтому ведущей идеей данного мини-исследования является анализ состояния технической оснащенности школ, включившихся в процесс реализации новых образовательных стандартов, по двум позициям: «Реальность» и «Перспективы».
Перспективы компьютеры в учительской; беспроводное подключение к сети Интернет в каждом кабинете школы Эффективное функционирование ИОС обеспечивается наличием в образовательном учреждении квалифицированных пользователей, педагогически осознанно применяющих ИКТ в образовательном процессе и при управлении школой, а также специалистов, осуществляющих программно- техническое сопровождение и поддержку ИОС Реальность АРМ делопроизводства; АРМ администрации; БД учащихся; БД кадров; БД здоровья; АСУ школы - расписание, питание, материальные средства, статистика обучения, нормативное сопровождение Блок управления школой: Театр начинается с вешалки, школа – с рабочего места директора. Директор МОУ прогимназии 40 г. Мурманска Верба Валентина Всеволодовна убеждена, что ИКТ-компетентность руководителя ОУ настраивает коллектив педагогов и учеников на совершенствование собственной компьютерной грамотности
Перспективы интерактивная доска; АРМ учителя; АРМ учащихся Образовательное учреждение иметь доступ к печатным электронным образовательным ресурсам, в том числе к электронным образовательным ресурсам (ЭОР), размещенным в федеральных и региональных хранилищах ЭОР. Реальность компьютерный класс- комплект; ЛВС; Интернет; дополнительное оборудование: принтер, сканер, колонки на раб. месте учителя, наушники, микрофон, медиапроектор, экран) ИКТ- кабинет: ИКТ-кабинет – место, где проводятся не только уроки информатики, но и уроки по другим учебным дисциплинам. Формы ИКТ активности детей на уроках начальной школы Индивидуальное или групповое выступление: презентация с помощью ИКТ. Проектная работа: поиск, обработка готовых и создание собственных информационных объектов с помощью инструментов и средств ИКТ. Исследование процессов с использованием инструментов и средств ИКТ. Индивидуальное компьютерное тестирование. Практикумы с интерактивными заданиями.
Перспективы компьютеры для учащихся Основными задачами библиотеки являются: 1.Обеспечение участникам образовательного процесса (обучающимся, педагогическим работникам, родителям) доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий), магнитном (фонд аудио- и видеокассет), цифровом (СD-диски). 2.Формирование навыков библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации. 3.Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно- информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды. Реальность компьютеризованное рабочее место библиотекаря; принтер-сканер; телевизор; видеомагнитофон; DVD-плеер; переносной экран; медиапроектор Библиотека (оборудование)
Перспективы пополнение фонда электронных справочников и словарей; медиатека по предметам; электронные приложения к учебникам Требования ФГОС НОО: Реальность фонд литературы: 2226 экз., в т.ч. художественная для детей – 624 экз.; справочная – 924 экз.; фонд учебной литературы – 4772 учебника; периодических изданий – 27 изданий, в т.ч. 3 издания - для детей; фонд CD, DVD – 93 экз. Библиотека (ресурсы) Библиотека образовательного учреждения должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем образовательным областям базисного учебного (образовательного) плана начального общего образования. Фонд дополнительной литературы должен включать справочно-библиографические и периодические издания.
Перспективы творческие мастерские и школьные лаборатории на базе ИКТ Большой популярностью у учеников и педагогов пользуется культурно-информационный центр, который объединяет библиотеку и компьютерный класс. В нем каждый посетитель может получить необходимую информацию на любых носителях, а также удовольствие от общения с книгами и друг с другом. В уютных читальном и компьютерном залах можно в тишине подумать над докладом, сочинением или просто почитать интересную книгу. Реальность организация уроков и внеурочной деятельности с использованием ИКТ; индивидуальная работа с учащимися; методическая помощь учителям; проектная деятельность младших школьников Библиотека + ИКТ-кабинет = культурно- информационный центр
Перспективы закупка компьютеров, медиапроекторов, интерактивных досок для учебных классов; повышение ИКТ-компетентности учителей; овладение педагогами технологии проведения уроков с использованием ИКТ Доступность информационных ресурсов для учителей и учеников – одно из требований нового образовательного стандарта. Далеко не каждый учебный класс оборудован цифровой техникой. Данное обстоятельство тормозит процесс информатизации начального образования. Реальность оснащение учебных кабинетов компьютерной техникой – 20 %; устаревшее оборудование; отсутствие у учителей навыков в области проведения ИКТ-уроков Оборудование учебных классов Welcome в кабинет английского языка! Занимательные игры, пальчиковые куклы и яркие картинки помогают детям изучать язык. В классе часто звучат веселые песни и разыгрываются мини-спектакли на английском. Сколько всего нового и интересного можно узнать на этих занятиях! Компьютер и большой телевизор в классе – хорошее подспорье для занятий.
Перспективы изменение адресности сайта: не только для родителей, но и для учащихся; повышение уровня интерактивности сайта; появление на сайте личных страниц учителей школы Реальность на сайте: сведения о школе; учебная деятельность; воспитательная работа; методическая копилка; доп. Образование; творчество детей; виртуальные экскурсии по школе, по городу Сайт школы: prog40.ru Интернет для начальной школы Доступ детей и родителей к школьной информации на сайте школы и к детским работам. Доступ учителей и родителей к нормативной информации ля начального обучения. Доступ детей и учителей к CD-медиатеке школы. Доступ учителей и детей к коллекции ЦОР. Сетевая консультационная поддержка учителей и обмен опытом в области использования ИКТ. Дистанционная поддержка обучения учителей.
Выводы Информационно-образовательная среда в начальном образовании в подавляющем большинстве школ Мурманска и области, начинающих реализацию ФГОС НОО, еще далека от совершенства и находится в стадии становления. Но информатизация образования заключается не только в закупке новой цифровой техники и качественного программного обеспечения. Значительно важнее человеческий фактор: психологическая, компетентностная, методическая ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ как организатора педагогического процесса к внедрению новых образовательных технологий с применением современных медиаресурсов. Реальность Перспективы УЧИТЕЛЬ просто обязан в ИКТ-компетентности догнать и перегнать хотя бы младшего школьника!