Управление организационным знанием Введение в проект Емшанова Т.В. «ВицеВерса Консалтинг»
Компания – это открытая система, формирующая рыночную стоимость на основе систематического усовершенствования организационных способностей внешняя среда культура люди процессы технологи и
Конкурентные преимущества Три «К»ита успеха «К»омпетен- тность (знания и способности сотрудников) требуют постоянного развития «К»онтакты (связи и отношения, как во внешней среде, так и внутри компании) требуют постоянного совершенствования «К»онцепции (идеи, модели, подходы в управлении, технологиях, способах действия) требуют постоянных инноваций Организационные способности – знания компании
Знание – способность действовать. Организационное знание – распределенный набор фактов, принципов, навыков, правил, обеспечивающих процессы принятия решений, поведение и взаимодействия в организации. Организационные знания существует в двух формах – явные знания (документы, патенты, отчеты, письма, схемы, видео и аудио-материалы, рисунки и другая информация) и неявные (знания сотрудников, которые трудно или невозможно представить в явной форме). Управление знаниями – совокупность всех действий, необходимых для создания и обеспечения такой рабочей среды, которая поддерживает и способствует развитию, распространению, созданию, сохранению и использованию стратегически важных для компании знаний. Терминология
«Единственное, что даёт компании конкурентное преимущество – это то, z ЧТО она знает, z КАК она использует то, что знает, и z насколько быстро она может узнавать что-то новое». Larry Prusak «Единственным источником конкурентных преимуществ компании являются содержащиеся в ней знания и способность компании учиться быстрее, чем конкуренты». Peter Senge
Организовать интеллектуальную компанию, которая обучается и управляет своими знаниями, развивая способности, позволяющие переигрывать конкурентов. Цель инициатив по управлению знаниями Интеллектуальная организация Текущее состояние Готовы ли сотрудники к изменениям? Как они чувствуют и понимают свою личную роль в развитии компании? Какие знания и навыки они считают наиболее важными? Как организованы процессы управления знаниями? Какими методами и средствами компания может улучшить процессы приобретения, создания, распространения, сохранения знаний?
Цели программы по управлению знаниями должны формули- роваться исходя из бизнес-стратегии компании и относительно бизнес-процессов, необходимых для достижения стратегических целей. Внедрение программы по управлению знаниями ведет к процессам организационных изменений в компании, которые требуют времени, последовательности действий и полной поддержки со стороны высшего руководства. Источниками знаний в компании являются её сотрудники, задача компании - подготовить, организовать и обеспечить необходимыми организационными, информационными и коммуникационными средствами такую корпоративную среду, в которой сотрудники будут привлечены и поощряемы к созданию, использованию, комбинированию, распространению и обмену знаниями. Начальные условия и предположения
Процедурная модель проекта Стратегические области знаний, их статусы и цели развития 1. Стратегическое планирование знанийСтратегическое планирование знаний 2. Анализ областей знаний, их структур и процессов использованияАнализ областей знаний, их структур и процессов использования Карты знаний, структурные схемы, аналитические выводы 3. Разработка структур знаний и процессов управления знаниями в соответствии со стратегиейРазработка структур знаний и процессов управления знаниями в соответствии со стратегией Целевые профили знаний, процессы управления знаниями 4б. Разработка требований к информационным и коммуникационным системамРазработка требований к информационным и коммуникационным системам Требования к технологическим средствам поддержки Требования по компетенциям, организационны е политики 4а. Разработка организационно- кадровой концепцииРазработка организационно- кадровой концепции 5. Разработка программы реализации концепцииРазработка программы реализации концепции Программа реализации концепции 6. Реализация программыРеализация программы и анализ результатов
Предпроектный анализ бизнеса В чем заключается бизнес компании? Каково его нынешнее положение? В чем заключается стратегия развития? Какова наиболее значимая перспектива развития бизнеса в будущем (новые продукты, процессы, организационные преобразования)? Стратегия бизнеса и обозначенные первоочередные задачи. Стратегические приоритеты для будущих планируемых периодов. Структура организационных подразделений, их специфика (команды, роли, проекты). Взаимодействия подразделений или отдельных структурных элементов компании. Важные тенденции и развитие окружения. Ключевые рабочие процессы, имеющие отношение к выбранной перспективе. Ключевые люди, вовлеченные в процессы.
1. Стратегическое планирование знаний Что получаем? z список областей знаний и компетенций, стратегически значимых для компании; z портфель знаний, который описывает их влияние на состояние бизнеса сейчас и в будущем; z оценку областей знаний по следующим параметрам: x насколько компания опытна в этой области? x в каком объеме этот опыт формализован? x хорошо ли этот опыт распространен внутри компании? x каков уровень эффективных инноваций в этой области? Цели инициатив по управлению знаниями
2. Анализ (аудит) знаний структурные карты знаний, содержащие описание областей знаний, экспертов и пользователей, месторасположение их в структуре; причины монопольного владения знаниями, приводящего к утрате критических знаний, особенно в связи с уходом сотрудников; неудовлетворенные потребности в знаниях; неиспользуемые знания из арсенала предприятия; причины приобретения и/или создания одних и тех же знаний; причины жесткой организационной обособленности приобретения и использования знаний, затрудняющая их распространение; причины отсутствия согласованности в реальной инфраструктуре информационных и коммуникационных технологий; причины отсутствия или неэффективности социальных связей внутри компании и за её пределами; и другие интересные результаты. Что можем получить?
3. Разработка структур и процессов управления знаниями разрабатывается новая структура знаний и стратегические профессиональные профили компетентности сотрудников ; z разрабатываются специальные процессы сбора, подготовки, создания, распространения, хранения знаний; z определяются конкретные мероприятия по интеграции этих процессов в основные бизнес-процессы; z определяются ключевые индикаторы для измерения и оценки процессов.
4а. Разработка организационно-кадровой концепции z распределение ответственности по внедрению программы, утверждение организационных политик; z определение требований к компетентности сотрудников (разработка профилей профессиональных компетенций); z планирование профильного обучения; z решение организации офисного пространства для групповой работы и группового обучения, устранения препятствий для распространения знаний.
4б. Разработка требований к информационным и коммуникационным технологиям Internet/Intranet – идеальная среда Document Management – управление документооборотом Workflow/GroupWare – управление рабочими процессами и коллективное сотрудничество Imaging – быстрое сканирование и распознавание образов Information Retrieval Systems – информационно-поисковые системы Electronic Publishing Systems – электронные системы публикации Push Technologies and Agents – системы передачи информации Data Warehouses and Data Mining Tools – системы сбора и хранения информации, способствуют принятию решений Enterprise Information Portal – корпоративный информационный портал
5. Разработка программы по управлению знаниями Директор по знаниям (Chief Knowledge Officer) – Разработка, мониторинг и совершенствование стратегий, процессов, организационных структур, технологий для управления знаниями z план конкретных мероприятий; z ответственные сотрудники; z сроки и критерии выполнения.
6. Реализация программы по управлению знаниями и анализ результатов z Подготовка, проведение и контроль модификации бизнес-процессов и организационных структур. z Формирование и утверждение организационных политик. z Модификация офисного пространства. z Модификация и внедрение информационных и коммуникационных средств. z Развитие персонала в соответствии с требованиями. z Введение новых форм деятельности (передача опыта, кросс-функциональные группы, межструктурные взаимодействия и т.п.).
Для каких компаний управление знаниями будет особенно полезным и выгодным: z … которые стремятся повернуть от продукт-ориентированной стратегии к клиент-ориентированной: что требует расширенных комбинированных знаний о рынке и управления этими специализированными знаниями. z … которые хотят распространять или повторно использовать опыт, полученный ранее или в других подразделениях. z … которые хотят предлагать различные услуги на основе одних и тех же знаний, преобразуя знания в различные формы продуктов и услуг. z … компаний, использующих высокотехнологичные производства или внедряющих инновационные продукты. z … ВСЕХ компаний, которые хотят уметь быстро адаптироваться к изменениям в деловой среде.
Информация для контактов «ВицеВерса Консалтинг» тел. (343) , Емшанова Татьяна Владимировна, директор,