Муниципальное автономное образовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа 186 «Авторская академическая школа» (НААШ) город Нижний Новгород Автор проекта:Беленко Е.Ю., зам.директора по УВР, учитель истории, зам.директора по УВР, учитель истории, высшей категории
ПРОЕКТ «Портфель образовательных достижений («портфолио») ученика НААШ»
Из Послания Президента РФ Федеральному собранию 12 ноября 2009 года Уже в 2010 году разработаем и введём новые требования к качеству образования, соответственно, расширим список документов, характеризующих успехи каждого школьника. ЕГЭ должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования. Кроме того, мы введём мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенции и способностей. Особое внимание надо уделить старшеклассникам. Программы их обучения будут прямо связаны с выбором специальности.
Оценка качества образования Итоговая аттестация в той форме, в какой она проводится, не является объективной оценкой качества образования. Она может давать только сведения об объеме освоенного материала. А это лишь элемент качества, его часть. Чтобы оценивать качество образования, необходимо понимать уровень компетентностного развития ребенка и иметь сведения о его позитивном социальном опыте. (А.Адамский)
Государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы (9 класс): национальный экзамен в форме тестирования; школьные экзамены (минипроект, защита реферата, творческая работа, групповая дискуссия на выбранную тему («дебаты») и т. д. ); презентация портфолио со своими внеучебными образовательными достижениями (которые наравне с учебными отражаются в итоговом документе (аттестате) и учитываются при поступлении учащихся в профильную старшую школу). (Из проекта Концепции проведения внешней оценки образования в РФ с целью разработки основополагающих требований к содержанию и процедурам оценки его качества)
Государственная (итоговая) аттестация выпускников средней школы (11 класс): национальный экзамен в форме ЕГЭ; школьный экзамен, ориентированный на демонстрацию выпускником выполнения своей индивидуальной образовательной программы, используя разные формы по выбору (с учетом Основной образовательной программы старшей ступени); презентацию портфолио со своими учебными и внеучебными образовательными достижениями. Из проекта Концепции проведения внешней оценки образования в РФ с целью разработки основополагающих требований к содержанию и процедурам оценки его качества.
Ось времени НААШ - Профильность - Профориентация - Социальность - Здоровьесбережение - Гражданственность Приняты в Меморандуме НААШ 17 мая 2004 года Стратегию развития НААШ определяют пять ценностных ориентаций
«Портфель образовательных достижений («портфолио») ученика НААШ» Актуальность проекта
Этапы развития проекта
«Портфеля образовательных достижений («портфолио») ученика НААШ» Развитие структуры «Портфеля образовательных достижений («портфолио») ученика НААШ» гг гг гг. Дневник достижений (набор страниц, таблиц для фиксации результата) Роль: ученик Файловая папка - Предметный раздел - Проектная деятельность - Комментарии - Рабочие материалы - Достижения Роль: ученик, учитель Файловая папка (бумажный и электронный варианты) - Я – ученик - Я – будущий профессионал - Я – личность - Я – НААШевец - Я – здоровый человек Роль: ученик, учитель, родитель
Портфолио сегодня 1- 4 класс Цель: приобрести опыт по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений Участники: ученик, родитель, учитель Итог: презентация - «Карта моих достижений»презентация - «Карта моих достижений»
Структура портфолио «Дневник достижений ученика НААШ» 1 класс Содержание: - Здравствуйте, это я - Я сам - Моя семья - Мой учитель и мой класс - Все обо мне - Я хочу научиться - Мои друзья - Что я умею делать сам (итоговые листы по предметам) ( Структура портфолио – свободная) Итог: экспертиза родителей
РазделыСодержаниеУчастники Я – личность - «Я о себе» (эссе, автобиография) - «Мои способности» (я о себе, мнение психолога, родителей)Мои способности - «Я воспитанный человек» (я о себе, мнение родителей, учителей, одноклассников)«Я воспитанный человек» - «Что я хочу в себе изменить, что для этого буду делать» (учимся работать над собой) - «Я формирую личность»«Я формирую личность» Ученик Ученик, родитель Учитель Я – ученик - «Я начинаю новый учебный год» (цели, задачи и планы)«Я начинаю новый учебный год» - Лист учебных достижений по предметам (фиксация, коррекция, динамика) - «Я работаю над собой» - Страничка для родителей «Мой ребёнок - ученик»Страничка для родителей «Мой ребёнок - ученик» - Лист самооценкиЛист самооценки - Что мне мешает быть успешным, и как я над этим работаю (выявление проблем и их решение) - Отзыв о работе с портфолио (видео)Отзыв о работе с портфолиовидео Ученик Структура портфолио 2- 4 классы
РазделыСодержаниеУчастники Я – будущий профессионал - «Профессии моей семьи»«Профессии моей семьи» - Список профессий, которые я «примеряю» на себя - «Сегодня мне интересны профессии» - Карта моих интересов Ученик Я – НААШевец- «Моя классная семейка» (семья, класс, школа) - «Обязанности, которые я выполняю в классе, школе» (самооценка и оценка других)«Обязанности, которые я выполняю в классе, школе» - «Я - друг» (мое мнение и мнение одноклассников)«Я - друг» Ученик Я – здоровый человек - «Я берегу свое здоровье» (режим дня, планирование времени, организация рабочего места в школе и дома) - «Мои хорошие и вредные привычки»«Мои хорошие и вредные привычки» - «Я - за здоровое питание»«Я - за здоровое питание» - «Я - за движение» (активный отдых, занятия спортом) - Мои спортивные достижения Ученик Структура портфолио 2- 4 классы
Портфолио сегодня 5-7 классы Цель: сориентироваться в том, каковы интересы, возможности и достижения учащегося Участники: ученик, родитель, учитель Итог: защита портфолио – самопрезентация своих достижений на Ассамблеи Школьной академии наук и искусств (ШАНИ)
РазделыСодержание Я – личность социальная компетентность - «Давайте познакомимся» (я о себе) - «Все обо мне» (учителя, психологи, родители, друзья) - План работы над собой - Творческие достижения (анализ) Я – ученик учебная компетентность - «Я начинаю новый учебный год » - Образовательные цели, задачи, результат (по четвертям)Образовательные цели, задачи, результат - Предметные страницы (стартовые работы, оценочные листы, анализ результатов, «графики знаний» и т.д.) - Итоговый лист достижений по предметам (выявление проблем, постановка целей, планирование этапов достижения) - Учебные достижения (учебные проекты, презентации, лучшие работы и их внешняя оценка) - Страничка для родителей: «Мой ребенок - ученик» (оценка сильных и слабых сторон) Структура портфолио 5-7 классы
РазделыСодержание Я – будущий профессионал профориентационная компетентность - «Профессии, которые я выбираю» - Начинаю определять свой образовательный маршрут: предметы по выбору, образовательные центры карта движения в образовательных центрах карта движения по межпредметному и межцентровому проекту - Презентация результатов: результат проектной деятельности (паспорт проекта, комментарии руководителя, оценка) итоги промежуточной сессии ШАНИ (дипломы, грамоты) участие в конкурсах (сертификаты, дипломы) Я – гражданин гражданственность - «Я и мой класс»; - «Я - НААШевец»; - «Я - друг» Я – здоровый человек здоровьесбережение - «Моё отношение к своему здоровью» (режим дня, планирование времени, организация рабочего места) - «Мои хорошие и вредные привычки»; - «Я - за здоровое питание» - «Я - за движение» (активный отдых, занятия спортом и др.) - Мои спортивные достижения Структура портфолио 5-7 классы
Портфолио сегодня 8-9 классы Цель: разобраться в том, насколько определились интересы, возможности и достижения учащегося, чтобы правильно выбрать профиль и выстроить образовательный маршрут учащегося на старшей ступени обучения Участники: ученик, родитель, учитель Итог: деловая игра «Выбираю профиль»деловая игра «Выбираю профиль»
Структура портфолио 8-9 классы РазделыСодержание Я – личность социальная компетентность - Автобиография - Результаты психологической диагностики (способности и особенности личности), рекомендации психологов - Внешняя оценка и самоанализ по составляющим: самодеятельность, коммуникабельность, толерантность, креативность, умение работать в команде (мини-эссе с подтверждением своего результата) - План работы над собойПлан работы над собой - Творческие достижения (анализ) Я – ученик учебная компетентность - Результаты предыдущего года (графики, схемы и выводы) - «Я начинаю новый учебный год» (цели и задачи на год) - Образовательные цели, задачи, результат (по четвертям) - Предметные страницы (стартовые работы, оценочные листы, анализ результатов, графики знаний, комментарии учителя и т.д.) - Итоговый лист достижений по предметам (достижения, проблемы и этапы решения проблем ) - Учебные достижения (учебные проекты, презентации, лучшие работы и их внешняя оценка, итоги олимпиад, конкурсов)
РазделыСодержание Я – будущий профессионал профориентационная компетентность - «Мой будущий выбор» («Профессия, которую я выбираю»)«Мой будущий выбор» - Индивидуальный образовательный маршрут:Индивидуальный образовательный маршрут предметы по выбору, образовательные центры лист движения по проекту «Как быть успешным» рекомендации психолога по выбору профиля - Презентация результатов: результат проектной деятельности (паспорт проекта, комментарии руководителя) итоги промежуточной сессии ШАНИ (дипломы, грамоты) участие в конкурсах (сертификаты, дипломы ) защита портфолио Я – гражданин гражданственность - «Я и мой класс»; - «Я - НААШевец»; - «Я - друг» Я – здоровый человек здоровьесбережение - «Я хочу быть здоровым» (режим дня, планирование времени, организация рабочего места в школе и дома) - «Мои хорошие и вредные привычки» - «Я - за здоровое питание» - «Я - за движение» (активный отдых, занятия спортом и др.) - Мои спортивные достижения Структура портфолио 8-9 классы
Портфолио сегодня классы Цель: утвердиться в том, каковы истинные интересы, возможности и достижения выпускника школы, чтобы сделать правильный выбор своего будущего направления в жизни и самореализоваться в современном социуме Участники: ученик, родитель, учитель Итог: - 10 кл. - деловая игра «Прием в ВУЗ» - 11 кл. - самопрезентация «Я – выпускник НААШ»самопрезентация «Я – выпускник НААШ»
РазделыСодержание Я – будущий профессионал профориентационная компетентность - Самоанализ выбора профиля в старшей школе - Постановка цели по осознанному выбору профиля, планирование этапов достижения цели - Отслеживание проектной деятельности в рамках профиля обучения (перечень реализуемых проектов, их описание, анализ результата - эссе, комментарии руководителя, итоги защиты проекта на промежуточной сессии и Ассамблеи ШАНИ) - Маршрут движения успешной личности (долгосрочные цели, планы, прогнозы) Я – личность социальная компетентность - Самоанализ слабых и сильных сторон - Планирование личностного роста (цели и планы их реализации) - Анализ результатов (подтверждение результатов) - Творческие достижения (грамоты, дипломы, сертификаты) Структура портфолио классы
РазделыСодержание Я – ученик учебная компетентность - Результаты за 9 класс (анализ учебных достижений)Результаты за 9 класс - Постановка учебных целей в соответствии с выбором профильного направленияПостановка учебных целей в соответствии с выбором профильного направления - Планирование учебных достижений по полугодиям - Анализ результатов по полугодиям с подтверждением результатов (графики, диаграммы, выводы, учебные проекты, участие в предметных олимпиадах и конкурсах) Я – гражданин гражданственность - «Я - НААШевец» («Мой класс», «Моя школа») - Анализ социальной активности (социальные проекты, молодёжные организации и движения, волонтёрство и др.) Я – здоровый человек здоровьесбережение - Эссе «Здоровье как ценность» - Самоанализ хороших и вредных привычек - Организация здоровьесберегающего режима в течение дня и учебной недели - Обеспечение двигательной активности (активный отдых, занятия спортом и др.) - Мои спортивные достижения Структура портфолио классы
Цели портфолио на разных возрастных этапах 1-4 кл. Приобрести опыт по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений 5-7 кл. Сориентироваться в том, каковы интересы, возможности и достижения учащегося 8-9 кл. Разобраться в том, насколько определились интересы, возможности и достижения учащегося, чтобы правильно выбрать профиль и выстроить образовательный маршрут учащегося на старшей ступени обучения кл. Утвердиться в том, каковы истинные интересы, возможности и достижения выпускника школы, чтобы сделать правильный выбор своего будущего направления в жизни и самореализоваться современном социуме
1-4 классы5-7 классы8-9 классы Все обо мне - Профессии моей семья - Список профессий, которые я «примеряю» на себя - «Профессии, которые мне интересны» - Начинаю определять свой образовательный маршрут: - предметы по выбору, образовательные центры - карта движения в образовательных центрах - карта движения по межпредметному и межцентровому проекту - «Мой будущий выбор» (алгоритм выбора профессии: анализ своих способностей и особенностей, их соответствие требованиям профессии)«Мой будущий выбор» -Профкарта по предварительному выбору професии - Индивидуальный образовательный маршрут: Индивидуальный образовательный маршрут - предметы по выбору, образовательные центры - лист движения по проекту «Как быть успешным» - рекомендации психолога по выбору профиля - Самоанализ выбора профиля и профессии - Постановка цели по выбору профиля и профессии, планирование этапов достижения цели через профпроект - Маршрут движения успешной личности, планирование карьеры (долгосрочные цели, планы, прогнозы) -Отслеживание результата (проектной деятельности в рамках профиля обучения итоги защиты проекта на промежуточной сессии и Ассамблеи ШАНИ) Развитие профориентационной компетентности (в структуре портфолио – «Я – будущий профессионал»)
Итоговые презентации портфолио на разных возрастных этапах 10 класс 9 класс 7 класс 4 класс презентация «Карта моих интересов» презентация «Защита портфолио» деловая игра «Я выбираю профиль» деловая игра «Прием в ВУЗ» 11 класс Самопрезентация «Я-выпускник НААШ» (защита проекта профессиональной направленности «Учебная фирма»)
Профильные группы Образовательные центры Проект профессиональной направленности «Учебная фирма» «Особое внимание надо уделить старшеклассникам. Программы их обучения будут прямо связаны с выбором специальности» (Из Послания Президента РФ Федеральному собранию 12 ноября 2009 года) Школьный экзамен, ориентированный на демонстрацию выпускником выполнения своей индивидуальной образовательной программы (11 кл.)
Профильная группа Образовательные центры школы Направления деятельности Проект Экономисты Бизнес-центр Центр детских инициатив Экономическое обеспечение Стратегический менеджмен Связи с общественностью Страховая компания План развития фирмы Создание имеджа фирмы и реклама продукта Консалтинговая фирма «ФАВОРИТ» по производству товаров и услуг Программисты Центр информационных технологий Информационно- техническая поддержка Школьный сайт Юристы Центр гуманитарных дисциплин Юридическое обеспечение Юридическая консультация Филологи Пресс-центрРекламное обеспечение Школьная газета НААШ TV Дизайнеры Дизайн-центрПроизводство товара Отдел производства товаров Медики- биологи Естественно-науная лаборатория Экологический контроль Центр экологического контроля Проект профессиональной направленности «Учебная фирма»
Итоговая аттестация Презентация портфолио со своими учебными и внеучебными образовательными достижениями «…расширим список документов, характеризующих успехи каждого школьника… Кроме того, мы введём мониторинг и комплексную оценку компетенции и способностей ученика» (Из Послания Президента РФ Федеральному собранию12 ноября 2009 года) Презентация портфолио: демонстрация зрелости выпускника через уровень сформированности пяти компетентностей; демонстрация зрелости выпускника через уровень сформированности пяти компетентностей; готовность к успешному продолжению образования по выбранному профилю По итогам презентации выдается резюме-сертификат.резюме-сертификат
Комментарий к разделам «Резюме-Сертификата» В разделе «Профориентационная компетентность» выпускник отражает: - результаты освоения программы профессионального самоопределения (с опорой на проф. карту); - результаты проектной деятельности профессиональной направленности; - результаты психолого-педагогических игр: «Выбираю профиль обучения в старшей школе» (9класс), «Приём в ВУЗ» (10 кл.), самопрезентация «Я - выпускник НААШ» (11 кл.); - участие в конкурсах профессиональной направлен- ности и профориентационных играх районного и городского уровня
Комментарий к разделам «Резюме-Сертификата» В разделе «Профильная компетентность» выпускник отражает: -успешность освоения профильных программ (перечисляет программы и указывает результат в баллах); - результат защиты учебных проектов на Ассамблеях Школьной академии наук и искусств и конференциях НОУ; - эффективность участия в предметных олимпиадах и конкурсах
Комментарий к разделам «Резюме-Сертификата» В разделе «Социальная компетентность » выпускник иллюстрирует социально значимые компетентности: - участием в социально значимых проектах (обязательно фиксирует эффективность участия), - социальной активностью (общественная активность на уровне класса и школы, участие в молодёжных движениях, волонтерство, работа в лидер-центрах и другое)
Комментарий к разделам «Резюме-Сертификата» В разделе «Дополнительная (полезная) информация о себе» выпускник может отразить: - особые качества личности - знание иностранных языков - владение информационными технологиями - хобби - спортивные достижения - отсутствие вредных привычек - другое
Портфолио как педагогическая технология развития обучающегося - Портфолио как педагогическая технология развития функции целеполагания и самосознания школьника - Портфолио как технология развития мотивации достижений - Портфолио как возможность для творческой самореализации школьников - Публичная защита портфолио как условие развития коммуникабельности и навыка публичных выступлений
Портфолио как инструмент мониторинга качества образования в НААШ - Критерии оценивания для начальной, средней и старшей школы на начало и конец годаКритерии - Критерии оценивания «портфолио» учащегося классным руководителем (оценивается развитие компетентностей и успешность работы с портфолио как с проектом)Критерии - Критерии оценивания защиты портфолио экспертной комиссией (оценивается навык публичного выступления, креативность, развитие функции целеполагания)Критерии
Портфолио как современная форма социального партнерства - Ученик – ученик (экспертиза портфолио друг друга) - Ученик – учитель (формирование предметных страниц, оценка учебных достижений и внеурочной деятельности по предметам) - Ученик – родители (отслеживание достижений, оценка развития компетентностей, экспертная оценка портфолио своего ребёнка и его одноклассников)Ученик – родители - Учитель – учитель (разработка методических рекомендаций, обобщение опыта)
Нормативная база проекта «Портфолио» - Положение о «портфеле» образовательных достижений («портфолио») ученика НААШ - Положение о мониторинге качества образования в НААШ - Примерная структура портфолио ученика по ступеням обучения - Функциональные обязанности участников проекта - Календарный план-график работы по проекту на учебный год - План работы классного руководителя по направлению «портфолио ученика» - Инструкции и рекомендации для учащихся, учителей-предметников, классного руководителя и родителей по работе с портфолио ученика - Показатели и критерии оценки уровня сформированности компетентностей с помощью портфолио - Показатели и критерии оценки компетентностей ученика при защите портфолио как проекта на Ассамблее Школьной академии наук и искусств