О РГАНИЗАЦИЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
О СНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Проект- специальное задание, которое имеет цель и определенный исход; специально организованный учителем и самостоятельно выполненный детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (проект-это то, что мы делаем); способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом.
Тема- ограниченная область знаний, выделяемая на основе наблюдений за познавательными потребностями и интересами детей и реализуемая через проекты. Работа над темой- познавательная и предметная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах.
Ц ЕЛЬ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : Формирование образовательных компетенций младших школьников (информационных, коммуникативных, креативных и др.) через включение в технологию проектной деятельности.
УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ДОСТИЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ: Личностные результаты обучения: Воспитание у обучающихся чувства гордости за свою Родину, историю России; Формирование: 1. Социальных ценностей; 2. Уважительного отношения к иному мнению, культуре других народов; 3. Личностного смысла учения; 4. Эстетических потребностей; Развитие: 1. Мотивов учебной деятельности; 2. Самостоятельности и ответственности за свои поступки; 3. Доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; 4. Навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях. Метапредметные результаты обучения: Развитие умений: 1. Работать с информацией; 2. Соединять теоретический материал с практической деятельностью; 3. Использовать различные способы поиска информации; Формирование способности решать проблемы творческого и поискового характера; Формирование умений: 1. Принимать и сохранять цель и задачи проектной деятельности; 2. Планировать, координировать, конролировать и оценивать свою деятельность; 3. Слушать и слышать, вести диалог, излагать свою точку зрения; 4. Строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникаций в устной и письменной формах; 5. Взаимодействовать в статичных парах, в парах сменного состава, работать в группах, распределять роли в совместной деятельности; Предметные результаты обучения обозначены в рабочих программах по предметным областям.
В ИДЫ ПРОЕКТОВ По времени выполненияПо количеству участниковПо содержанию Долгосрочные (четверть, полгода, год) Индивидуальные: получаемый продукт- результат работы одного человека. Объединив изделия всех участников проекта, можно создать коллективный «продукт», коллективную презентацию проекта. Интегрированные: используются знания из различных областей. Краткосрочные (урок, день, неделя, месяц) Групповые: работа в малых группах Монопредметные: в рамках одной предметной области. Коллективные: получаемый «продукт»- результат деятельности всего класса. Фантастические: разработка нереальных проектов. Теоретические: работа по изучению и обобщению материалов, содержащихся в разнообразных теоретических источниках. Эмпирические: проведение собственной экспериментальной работы, обработка и обобщение полученных результатов.
О СНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Т ЕХНОЛОГИЯ Г ОРЯЧЕГО А.В.) 1. Выбор темы 2. Сбор (систематизация, хранение) сведений по теме проекта. 3. Выбор проектов 4. Реализация проектов 5. Презентация (защита) проектов
М АТРИЦА ПРОЕКТА ПО ТЕМЕ Этапы, сроки их реализа ции Конечн ый продукт Действия обучающихся Роли обучающ ихся Материа лы Источни ки информ ации Привлеч ение добровол ьных помощн иков В школеВне школы
А СПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ ПРОЕКТА Основная задача учителя на данном этапе- направлять деятельность детей на самостоятельный поиск, хранение и использование информации. Тема Исторический аспект (тема в разные времена) Географический аспект (тема в разных странах, на континентах, у разных народов) Культурный аспект Тема в фильмах Тема в живописи Тема в сказках
П РОЕКТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ МОГУТ БЫТЬ : Учебными- направленными на академический рост учащихся; Исследовательскими- связанными с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи с заранее не известным результатом; Социальными- связанными с организацией социального взаимодействия.
П ЛАН УРОКА - ПРОЕКТА, « МОНОПРОЕКТА » 1. Актуализация знаний обучающихся 2. Постановка проблемы исследования 3. Выдвижение гипотез (предположения) 4. Работа в группах, парах (подтверждение или опровержение гипотез) 5. Защита гипотез по направлениям темы (презентация продукта) 6. Общие выводы по итогам проектной деятельности.
Э ТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1. Постановка проблемы 2. Изучение сведений по данной проблеме 3. Подбор методик исследования и практическое овладение ими 4. Сбор собственного материала 5. Анализ и обобщение полученных данных 6. Научный комментарий или выводы по итогам исследования.