Московский центр качества образования Способы и процедуры оценивания в образовательном процессе
ФГОС. Раздел III Требования к структуре ООП НОО ООП НОО содержит 9 раздел «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО». Данная система должна: 1.Закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки.
Данная система должна: 2.Ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижения планируемых результатов, формирование универсальных учебных действий. 3.Обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения ООП НОО, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов НОО.
Данная система должна: 4.Предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговую оценку) и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения. 5.Позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся. В процессе оценки достижения планируемых результатов важно использовать разнообразные методы и формы (письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.).
Отметка и оценка, их назначение в образовательном процессе В любой системе обучения следует отличать отметку от оценки и оценивания. Применительно к традиционной системе обучения, где главным результатом считается освоение учащимися предметного материала как некоторой суммы знаний, а основным критерием усвоения является репродуктивное воспроизведение текстового материала и алгоритмически правильное решение задач, правильнее говорить не об оценке, а об отметке.
Функции отметки Контроль усвоения предметного материала путем сравнения с нормой; Наказания за ошибки; Использование системы поощрения и наказания; Наказания за «плохое» поведение; Дифференциация учащихся на сильных и слабых, «хороших» и «плохих»; Выражение учителем своего отношения к ученику; Субъективные оценки «хорошо» - «плохо», «правильно» - «неправильно» в ситуации, когда не определены критерии (нормы); Демонстрация учителем своей власти.
Функции оценивания в деятельностном или компетентностном подходе Стимулировать ответственность учащихся за свои образовательные результаты; Помогать учиться на ошибках; Помогать осмыслению того, что у них получается и в какой степени; Помогать осознанию того, что важно и необходимо освоить; Помогать обнаружению того, чего они не знают и не умеют делать;
Функции оценивания в деятельностном или компетентностном подходе Констатировать наличие тех или иных умений; Констатировать степень овладения умением; Констатировать позитивные достижения учащихся; Фиксировать неудачи, но не наказывать за них;
Функции оценивания в деятельностном или компетентностном подходе Оценивать продвижение учащихся относительно самих себя, относительно своих прежних успехов и неудач; Поддерживать высокую самооценку учащихся; Мотивировать учащихся на достижение успеха; Побуждать учащихся к приложению усилий; Приобщать учащихся к оцениванию своих результатов на основе известных критериев.
«Петля качества» Оценка и оценивание становятся основными средствами управления образовательным процессом в целом и индивидуальной деятельностью обучения каждого учащегося, что предполагает налаживание связей между следующими основными процессами: оценка – программа улучшения – реализация – оценка
Принципы оценивания Способы, процедуры и задания, используемые в ходе оценивания, должны соответствовать типу образовательных результатов учащихся. Для каждого типа образовательных результатов должны быть выработаны свои критерии оценивания. Оценивание должно быть справедливым. Оценивание должно быть развивающим.
Принципы оценивания Критерии и формы проведения оценивания должны быть одинаково понятны ученикам, учителю и родителям. Учащиеся должны быть заранее информированы о том, какие их образовательные результаты будут оцениваться, и в какой форме будет проходить оценивание. Оценивание должно быть своевременным. Оценивание должно быть эффективным.
Области содержания оценивания в учебных заведениях России в первой половине XIX в. Знание – «ученик знает пройденное». Понимание – «отвечает идею ясно», «идеи развивает не совсем точно», «понимает многое неясно». Выражение (устное сообщение) – «говорит заученное наизусть», «говорит сбивчиво, повторяется», «выражается ясно и связно».
Знание и компетенция или компетентность Если рассматривать знание как умение осуществлять деятельность и мышление, то мы закономерно придем к понятию «компетентность», или «компетенция», как одного из основных результатов обучения, требующего своей системы оценивания. Деятельность невозможна без новой системы оценивания.
Общие компетенции Владение устной и письменной коммуникацией; Математическая грамотность; Информационные технологии; Решение проблем; Компетенции, связанные с проектной деятельностью и научным исследованием; Управленческие компетенции; Поведенческие умения.
Ключевые компетенции Понимание учащимися любого рода устных и письменных текстов, а также любых знаковых моделей (теорий) и графических построений.
Понимание как комплекс мыслительных умений (операций) Умение формулировать основное содержание, заключенное в данном тексте, то есть умение интерпретировать; Умение определять основания идеи автора; Умение определять намерения автора; Умение формулировать свой смысл прочитанного или услышанного, основываясь на собственных представлениях, идеях или гипотезах;
Понимание как комплекс мыслительных умений (операций) Умение отличать в тексте форму от содержания идей; Умение анализировать текст, находить в нем те утверждения автора, которые несут идейный смысл; Умение извлекать необходимую информацию из разного рода зависимостей, выраженных в графической форме; Умение формировать и использовать понятия.
Компетенция: коммуникативные умения Умение формулировать цель своего выступления; Умение оценивать характер аудитории и выбирать язык и способы представления материала; Умение подбирать аргументы, адекватные для данной аудитории; Умение структурировать изложение;
Компетенция: коммуникативные умения Умение использовать иллюстрации, позволяющие лучше понять основную идею выступления; Умение держаться уверенно, говорить громко и четко; Умение использовать разные техники работы с аудиторией для достижения цели выступления; Умение осуществлять рефлексию своего выступления, выделяя его сильные и слабые стороны относительно поставленной цели.
Умения необходимые для работы с текстом Умение определять цель написания данного текста; Умение выделять основную мысль; Умение определять адресата текста; Умение отличать в тексте содержание от стиля; Умение формировать свое понимание прочитанного текста;
Умения необходимые для работы с текстом Умение выражать кратко содержание объемного текста; Умение находить в тексте предложение, наиболее полно отражающее его содержание; Умение находить в тексте предложение, наиболее точно отражающее какое-либо качество человека – чувство, переживание, мысль.
Умения необходимые для работы с текстом (проект PISA) Умение приводить доводы, аргументы в доказательство какой-либо известной точки зрения; Умение вырабатывать свою собственную точку зрения и обосновывать ее, выбирая для этого нужные аргументы из приведенной совокупности фактов; Умение выбирать наиболее убедительные аргументы; Умение понимать зависимости, выраженные в графической форме;
Умения необходимые для работы с текстом (проект PISA) Умение извлекать нужную информацию из текста для решения практической задачи; Умение обобщать факты и делать выводы; Умение сравнивать объекты или информацию, представленную в той или иной форме, и делать на основе сравнения выводы; Умение различать мнения и факты в высказывании человека;
Умения необходимые для работы с текстом (проект PISA) Умение определять, к какой деятельности относится то или иное действие; Умение осуществлять выбор из нескольких альтернатив; Умение искать закономерности, определять тенденции на основе имеющихся фактов; Умение определять причины поступков людей или явлений.
Вывод по проекту PISA Используемые задания позволяют оценивать наличие или отсутствие у школьников базовой способности самостоятельно решать различные практические ситуации, анализировать, обобщать, делать выводы на основе самостоятельно извлеченной информации, аргументировать свою точку зрения, то есть осуществлять мышление в деятельности и для деятельности.
Способы оценивания различных видов образовательных результатов Цель/учебные результатыСпособы оценивания Критическое мышление / формулирование суждений Написание эссе, критический анализ ситуации, критическая оценка изученной литературы, ведение рефлексивного дневника, подготовка сообщения, написание статьи, подготовка комментариев к статье, книге, монографии. Решение проблем / планирование Анализ ситуации, сценарирование проблем, моделирование ситуации, групповая работа.
Способы оценивания различных видов образовательных результатов Цель/учебные результатыСпособы оценивания Управление / развитие (самоуправление и саморазвитие) Заключение и выполнение учебных контрактов, создание портфолио, осуществление самооценки, написание автобиографии, ведение рефлексивных дневников, взаимооценка, участие и оценивание групповых проектов. Демонстрация знания / пониманияЭкзамен, эссе, заполнение опросников, выполнение тестов, контрольные вопросы. Разработка / созданиеСоздание портфолио, подготовка презентации, перфоманс, участие в соревновании, проектирование и внедрение проекта, оценка качества исполнения. Перфо́рманс – выступление, представление
Способы оценивания различных видов образовательных результатов Цель/учебные результатыСпособы оценивания КоммуникацияУчастие в групповой работе, участие в дискуссии, участие в ролевых играх, подготовка письменной презентации, наблюдение или демонстрация реальных профессиональных навыков. Отбор / обработка информацииИзучение библиотечных ресурсов, создание базы данных, проектирование сайтов, аннотирование библиографии.
Вывод Содержание обучения (результаты) и система их оценивания ближе к компетентностной модели образования, чем к информационной («знаниевой»).
ФГОС. Раздел II. Требования к результатам освоения ООП НОО Итоговая оценка качества осуществляется образовательным учреждением. Предмет итоговой оценки – предметные и метапредметные результаты освоения ООП НОО. Компоненты итоговой оценки: результаты промежуточной аттестации; результаты итоговых работ.
ФГОС. Раздел II. Требования к результатам освоения ООП НОО Не подлежат итоговой оценке Ценностные ориентации обучающегося; Индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др. Обобщенная оценка этих и других личностных результатов может осуществляться в ходе мониторинговых исследований.