СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ Цыренова М.Г.
Основные понятия Стратегии преподавания - общее направление работы преподавателя при взаимодействии (пассивные, активные и интерактивные), передаче информации (репродуктивные - воспроизводящие, системные - производящие, креативные - творческие), установлении отношений (директивные, миссионерские и партнерские). Методика - основные способы и подходы в преподавании. Формы преподавания – внешнее проявление выбранных стратегий и методик (аудиторные или фронтальные, индивидуальные, групповые, коллективные или командные). Приемы – конкретные элементы деятельности на занятии.
ПАССИВНЫЕ СТРАТЕГИИ методы линейного воздействия Центральная роль преподавателя Отсутствие общего обсуждения Воздействие доминирует над взаимодействием
ИНТЕРАКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ Методы кругового взаимодействия Центральная роль принадлежит учащимся Преподаватель - организатор и помощник Обсуждение происходит в малых группах Взаимодействие преобладает над воздействием
АКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ методы линейного взаимодействия Центральная роль преподавателя Совместное обсуждение Взаимодействие и воздействие идут параллельно
ФАКТОРЫ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ Индивидуальные особенности преподавателя и характеристики группы учащихся Уровень привлекаемых ресурсов, их количество и разнообразие Внешние ограничения (время, объем материала, критерии итогового оценивания, количество учащихся)
ПРИНЦИПЫ МЕТОДИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Сотрудничество (взаимодействие) обучаемых и обучающих Адекватность выбранной стратегии преподавания поставленным целям и задачам Целесообразность (соответствие целей затраченным ресурсам – временным и другим) Вариативность Творческий подход Наличие алгоритма Демократичность
Использование различных стратегий в учебном процессе
Задание 1. Ситуация: при защите ВКР типичной ошибкой является пересказ студентом содержания работы, в то время как «защитная речь» должна быть отчетом о том, что было сделано. Необходимо перечислить виды деятельности,. которые осуществил студент, выполняя работу: изучил, установил, сформулировал, систематизировал и т.д. Сложность работы заключается в отборе глаголов, адекватно обозначающих те виды деятельности, которые были выполнены. Задание: 1. Подберите совокупность видов деятельности (глаголов), которые вы намерены осуществить в рамках каждого параграфа или главы своей работы. 2. Установите, отличаются ли наборы глаголов теоретической и практической глав. Рассмотрите все познавательные операции в логике процесса научно-практического исследования.
Задание 2.Развитие карьеры Ситуация. Карьера – это стремление усовершенствовать свои навыки, расширить их и благодаря этому стать лучшим в работе, которую уже делаете, или же изменить направление деятельности. Прежде чем строить план развития карьеры, важно определить какое место вы занимаете сейчас и кем вы хотите стать. Для этого надо ответить на следующие вопросы: -Что вам нравится в вашей работе? -Что не нравится? -Какие качества (сильные стороны) вы применяете на работе? -Какие недостатки и слабые стороны вашей подготовки усложняют работу? -Какие новые навыки/опыт вы приобретаете, выполняя эту работу? -Какое обучение или вид совершенствования помогли бы вам с большей эффективностью справляться с работой? Задание. Смоделируйте пути осуществления горизонтальной карьеры для преподавателя ВУЗа. Предложите план профессионального саморазвития
Задание 3. Учитывая ниже приведенные показатели, эффективности проведения занятия, усовершенствуйте данные показатели, раскройте технологию практического применения данных показателей. Предложите свой вариант установления обратной связи с участниками занятия. Показатели эффективности занятия: 1)реализация поставленных целей; 2)рациональность использования времени; 3)научный и методический уровень; 4)степень полезности полученных знаний; 5)устойчивость интереса к обсуждаемым вопросам.
Задание 4. Разработайте критерии деятельности преподавателя по следующим параметрам: -Преподаватель как педагог; -Преподаватель как предметник; -Преподаватель как методист; -Преподаватель как психолог; -Преподаватель как организатор; -Преподаватель как управленец.