Организация проектной деятельности в начальной школе.
Тема работы ШМО на 2009 – 2010 уч.год: Интеграция воспитательного потенциала учебной, внеучебной деятельности для развития личности учащихся и раскрытия их потенциальных возможностей.
Цель семинара: Сформировать представления о проектном обучении, как технологии, ориентированной на развития личности учащихся и раскрытия их потенциальных возможностей.
В России метод получил резонанс после издания брошюры В. X. Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925 г.).
ПРОЕКТ (от лат. projectus, букв. брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план. Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта.
Метод проектов Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Для чего нам нужен метод проектов? научить самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний; научить предвидеть минипроблемы; сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию; получить навыки обработки информации; сформировать навыки проведения исследований; сформировать навыки работы и делового общения в группе; сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.
ОБЩИЕ ПОТРЕБНОСТНЫЕ ЗАПРОСЫ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ИЕРАРХИЯ ЗАПРОСОВ 1.Требование сохранения здоровья учащихся– 95% 2.Запрос на развитие мотивации, стремления учиться и познавать. 3.Развитии творческого мышления, навыков самостоятельного и критического мышления, способности к рефлексии и самопознанию; 4. Развитие умения работать с информацией и учиться; 5. Развитие умения общаться, работать в коллективе, коммуникативной компетентности. 6. Развитие морально-нравственного сознания, воспитание способности принимать решения, ответственности и самостоятельности. 7. Запрос на развитие умения объяснять явления действительности. Одно из редко отмечаемых как приоритетные требований к результатам – ориентация на умение руководствоваться в поступках кругом своих прав и обязанностей.
Роль учителя
Требования к проекту. 1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. 2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы. 3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Поиск информации 4. Результатом работы над проектом (выходом проекта) является продукт. 5. Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
Классификация проектов По количеству участников проект может быть индивидуальным или групповым. По содержанию и привязке к учебным дисциплинам проекты подразделяются на монопредметные и межпредметные. По продолжительности проектной деятельности выделяют краткосрочные (мини-проекты), среднесрочные и долгосрочные проекты. По ведущему виду проектной деятельности существуют информационные, исследовательские, творческие, литературно-творческие, социальные практико-ориентированные (прикладные) проекты.
Формы продуктов проектной деятельности Альбом Альманах Анализ данных соцопроса Атлас Атрибуты класса Бизнес-план Видеофильм Выставка Газета Журнал Игра Карта Картина Коллекция Костюм Макет Модель Оформление кабинета Пакет рекомендаций Письмо в… Праздник Презентация Публикация Путеводитель Серия иллюстраций Система классного (школьного) самоуправления Сказка Справочник Сценарий Учебное пособие Экскурсия
Виды презентаций проектов Демонстрация (диафильма, видеофильма, альбома, картины и т.д.) Игра (деловая, с залом, спортивная, ролевая) Защита. Доклад Отчет Пресс-конференция Реклама Спектакль Экскурсия
Оценка проектных работ степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли; практическое использование предметных и общешкольных ЗУН; количество новой информации использованной для выполнения проекта; степень осмысления использованной информации; уровень сложности и степень владения использованными методиками; оригинальность идеи, способа решения проблемы; осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования; уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности; владение самоанализом работы; творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; социальное и прикладное значение полученных результатов.
Схема работы учителя- руководителя проекта 1.Для успешной реализации проекта, перед тем как приступить к работе, учителю нужно продумать: учебные цели, которые будет преследовать проект; число участников проекта; тип проекта; сроки выполнения; все возможные источники информации; уровень и место защиты проекта. 2.Своевременно консультировать учащихся во время работы над проектом. 3. Участвовать в оценке результата проекта.
Памятка начинающему исследователю Выбери тему исследования. Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы. Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы. Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы. Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы. Сделай выводы. Оформи результаты своей работы. Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
Тема: Изготовление куклы – грелки «Барышня» Учебный предмет: Технология Цель: - ознакомиться с историей появления кукол, с историей русского костюма; - изготовить куклу – грелку. Тип проекта: прикладной, информационный с элементами исследования, долгосрочный, групповой. Участники: учащиеся 4 «А» класса МОУ «ССОШ 2» Анфёрова Ольга, Кабанова Анастасия, Паршакова Лада. Продолжительность: III четверть. Срок выполнения: Апрель 2009 года. Продукт: Кукла-грелка. Презентация: Сообщение на уроке технологии. Ход проекта: 1.Собрать материал об истории появления кукол, об истории, традициях русского костюма; 2. Изготовление куклы; 3.Ограничить объём готового печатного продукта до 5 страниц. 4.Заслушать выступление на уроке технологии, Структура проекта (Примерная) Содержание 1.Введение (Об истории кукол, их назначении, видах) 2.Историей русского костюма; 3.Технология изготовления куклы (Описание работы: материалы, этапы работы…) 4.Заключение 5.Список использованной литературы Приложения
Практикум Создание видеоряда Гимна школы; Дизайн 3 этажа школы; Презентация школы на основе современных информационных технологий; Детское объединение: каким ему быть? Проект игрушки на конкурс «Игрушек ёлочных мерцанье» История нашей школы в истории посёлка и страны; Определить тип проекта, форму продукта проектной деятельности, вид презентации проекта
Оценка проектной работы самостоятельность работы над проектом; актуальность и значимость темы; полнота раскрытия темы, глубина исследования проблемы; оригинальность решения проблемы; качество выполнения продукта; артистизм и выразительность выступления; как раскрыто содержание проекта в презентации (убедительность презентации); использование средств наглядности, технических средств; ответы на вопросы.
Проектная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремлённость, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность