Комиссия РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре 31 октября 2012 г. Заместитель Генерального директора ОАО «НИИАС» доктор технических наук Андрей Адольфович ПОПЛАВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ НА ЭКСПЛУАТАЦИОННУЮ РАБОТУ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
ТЕХНИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ВЫБОРА УЧАСТКОВ СЕТИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ДЛЯ КОНКУРЕНЦИИ ПО МОДЕЛИ «ЗА МАРШРУТ» Примеры участков сети железных дорог, соответствующих критериям: Ледмозеро - Суоярви- 1, Октябрьская железная дорога; Карпогоры Пасс - Архангельск гор, Северная железная дорога; Устье-Аха – Егоршино, Свердловская железная дорога; Лесосибирск-1 – Тимонино, Красноярская железная дорога. Нетранзитный (тупиковый) участок сети, преимущественно регионального значения 1 Протяженность – от 200 до 700 км Не находящийся в составе направлений перевозок к портам/погранпереходам или в составе международных транспортных коридоров 3 Не достигший пределов использования пропускной и провозной способности 4 Без смены вида тяги 5 Без преобладания пассажирских перевозок 6 2 2
ТЕХНИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ВЫБОРА УЧАСТКОВ СЕТИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ И МАРШРУТОВ ДЛЯ КОНКУРЕНЦИИ ПО МОДЕЛИ «НА МАРШРУТЕ» На участке не должно быть ограничений по пропускной способности, а коэффициент использования пропускной способности должен быть не более: 0,66 – для однопутных линий; 0,71 – для участков с двухпутными вставками; 0,75 – для двухпутных линий 1 Грузовое движение без смены вида тяги и подталкивания 2 Грузовое движение без изменения веса поезда 3 Рекомендуемая протяженность маршрута не менее 250 км 4 Коэффициент использования перерабатывающих способностей станций на начальном и конечном пунктах маршрута не более 0,75 5 На участках не должно быть движения высокоскоростных пассажирских поездов 6 Доля пассажирского движения должна быть менее 50% 7 Мощность назначения поездопотоков (не менее 40 поездов в месяц) 8 3
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ УЧАСТКОВ СЕТИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОКАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ ПО МОДЕЛЯМ «ЗА МАРШРУТ» И «НА МАРШРУТЕ» 1. По условиям выполнения начально-конечных операций перевозочного процесса на станциях отправления и прибытия грузов (возможности пропускной и перерабатывающей способности станций, достаточность маневровых средств для технического обслуживания). 2. По условиям расформирования и формирования поездов на железнодорожных станциях инфраструктуры общего пользования (техническим возможностям станций по приему и обработке поездов, количество назначений, расформирований и формирований поездов локального перевозчика). 3. По условиям продвижения поездов по участкам сети железных дорог (графиковые размеры движения поездов, размер транзитного движения, пропускная способность устройств локомотивного хозяйства перевозчиков; численность парка локомотивов перевозчика). 4. По условиям размещения железнодорожного подвижного состава на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования (ёмкость станционного развития). ЕСТП 4
Фрагменты графика пропуска поездов и оборота локомотивов по сортировочной станции Локомотивы ОАО «РЖД» Локомотивы ОАО «РЖД» и локального перевозчика Простои составов в ожидании «своего» локомотива Простои локомотивов в ожидании «своего» состава 5
Снижение резервов пропускной способности участка инфраструктуты в зависимости от его технического оснащения, объема работы ЛП, соотношения весовой нормы составов ЛП и РЖД 6
Снижение участковой скорости грузовых поездов (%) на участке инфраструктуры в зависимости от его технического оснащения, объема работы ЛП, соотношения весовой нормы составов ЛП и РЖД 7
Увеличение времени ожидания отправления в пунктах оборота исправным локомотивом при двухгруппном графике оборота (РЖД - ЛП) 8
Увеличение резерва парка локомотивов РЖД и ЛП сверх среднесуточного в месяце максимальных перевозок 9
Увеличение потребности (%) в парке локомотивов для освоения базового объема работы в зависимости от доли грузооборота (%) и количества ЛП 10
ВЛИЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОКАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ (ЛП) НА ЭКСПЛУАТАЦИОННУЮ РАБОТУ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ) Проведены многовариантные расчеты изменения показателей работы в зависимости: от объема выполняемой работы ЛП (5, 10, 20, 30, 50%); от числа ЛП (1,2,3); от технического оснащения участков инфраструктуры: 1,2-путные участки оборудованные АБ и ПАБ; от соотношения весовых норм составов поездов сетевого перевозчика(РЖД) и ЛП. 1. Снижение резервов пропускной способности участков инфраструктуры до 6%. 2. Снижение участковой скорости движения грузовых поездов до 5%. 3. Увеличение времени ожидания исправным локомотивом отправления в пунктах оборота (ввод групповых графиков оборота) в 1,21 – 3,16 раза. 4. Увеличение резерва парка локомотивов сверх среднесуточных в месяце максимальных перевозок с 12-21% при текущих условиях до 15-29%. 5.Увеличение потребности в парке локомотивов при выходе на маршрут ЛП (ввод групповых графиков оборота) от 1,1% до 17,8 %. 6.Увеличение дефицита станционных путей в 1,8 раза. 7. Снижение уровня безопасности перевозочного процесса. Увеличение числа нарушений безопасности движения в локомотивном комплексе на 5-6% при объеме работы ЛП – 10%. 11
ПРИМЕР СКВОЗНОГО ПЕРЕВОЗОЧНОГО СЕРВИСА (ДОСТАВКА ПО РАСПИСАНИЮ) 12
Комиссия РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре 31 октября 2012 г. Заместитель Генерального директора ОАО «НИИАС» доктор технических наук Андрей Адольфович ПОПЛАВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ НА ЭКСПЛУАТАЦИОННУЮ РАБОТУ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ