«Групповая работа – одна из форм формирования коммуникативной компетенции учащихся при подготовке к ГИА» Учитель математики гимназии 11 Скрипка Надежда Павловна
«Умение решать задачи – практическое искусство, подобное плаванию или катанию на лыжах, или игре на фортепиано; научиться этому можно лишь подражая избранным образцам и постоянно тренируясь», - говорил Д. Пойа.
ПРЕЖНЯЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА УЧИТЕЛЯ: «Ученик обязан выучить все, что дает ему учитель»
Новая психологическая установка для учащегося : «Возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного» При этом каждый ученик должен испытывать учебный успех.
Цель и задачи эксперимента Цель: разработка и внедрение методики групповой работы, как одной из фор м формирования коммуникативной компетенции учащихся при подготовке к ГИА Задачи: 1. Э кспериментально подтвердить эффективность использования педагогических условий совместной деятельности учителя и учащихся; 2. В ыделить средства, приемы и формы познавательной деятельности
Педагогические цели: Образовательные – формирование программных знаний и умений при переходе от продуктивного уровня на творческий с учетом дифференцированного подхода к каждому учащемуся; Воспитательные – понимание ученика и уважение к нему, чувство ответственности за результат при работе в группе, умение придти на помощь однокласснику, умение провести самооценку и выбрать соответствующее задание; Развивающие – развитие познавательного интереса, умения преодолевать трудности и самоуважения.
Технология обеспечения успеха школьников в учении
Цепочка, по которой происходит процесс осознания учеником предстоящей деятельности выглядит так: потребность мотив цель действие самоанализ собственной деятельности
Схема организации групповой работы на примере урока «Решение систем неравенств»
Учащиеся должны самоопределиться в процессе подготовки – какой трудности задания они будут выполнять: Задания обязательного уровня обучения (1часть) Задания второй части с оценкой 2 балла, 4 балла Задания повышенной сложности – 6 баллов
Учащиеся самостоятельно создают группы по 4-5 человек для решения заданий второй части. Каждая группа получает задание и готовится самостоятельно в течение 6-8 дней. При этом ученики не знают кто и какое будет выполнять задание у доски в классе.
Алгоритм действий учащихся в зависимости от выбора уровня сложности заданий: Задания обязательного уровня обучения (1 часть): работают по заданию части 1 выполнив его, проверяют своё решение по образцу делают работу над ошибками получают второй вариант заданий части 1 и выполняют только те задания, в которых были допущены ошибки Задания 2 части (выполняются в группах): представители каждой группы решают у доски задания на 2 балла, затем на 4 балла остальные учащиеся проверяют задания, задают вопросы, оценивают. Оценку получает вся группа При этом тексты заданий всех групп доступны для всех учеников
Алгоритм действий учащихся в зависимости от выбора уровня сложности заданий: Задания повышенной сложности (6 баллов): Выполняют на доске только те учащиеся из групп, которые с ним справились самостоятельно. Другие ученики при этом имеют возможность разобраться в затруднениях, встретившихся при выполнении этих заданий.
Создаются благоприятные условия для: понимания каждого ученика и уважения к нему (он чувствует себя значимым и полезным, с ним совещаются, разговаривают) помощи со стороны учащихся и учителя при необходимости (помощь незаметная, грамотная, посильная) снятия напряжения при подготовке к ответу, создается «ситуация успеха» организации самоанализа собственной деятельности улучшения результатов каждого ученика и повышения его рейтинга при выполнении пробных работ и итоговой аттестации
Учитель переходит с позиции носителя знаний в позицию организатора познавательной деятельности ученика Организует гуманную систему взаимоотношений учитель- ученик, ученик-ученик, ученик-учитель при сочетании требовательности и уважения к личности Включены новые требования по сравнению с базовой программой, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой Значительно увеличивается количество заданий, решаемых учениками и проверяемых в группе друг у друга
Современная школа требует от учителя повышения его профессионализма, в частности, в выборе современных педагогических технологий.