Основные положения компетентностного подхода в образовании Е.А.Суханова, к.п.н., доцент кафедры управления образованием ФП ТГУ, зам. директора НОЦ «Институт инноваций в образовании»ТГУ
Инновация Нововведение, изменяющее качество системы Система образования: Содержание Организация Управление Связи внешние
Компетентностный подход как инновация Независимая оценка качества образования Требования рынка труда Образовательная политика Образовательный заказ
Исследования результатов образования 60% затрудняются в анализе текстов 70% не могут провести оценку социальных фактов и явлений 51% не могут создать речевое высказывание
Исследования результатов образования Timss Российские школьники хуже решают задачи, ТРЕБУЮЩИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ В НЕЗНАКОМОЙ СИТУАЦИИ Pisa 83 место в рейтинге по ПОНИМАНИЮ, ИНТЕРПРЕТАЦИИ, ПОИСКУ ИНФОРМАЦИИ, ПОСТРОЕНИЮ КОММУНИКАЦИЙ
Требования рынка труда Работник, способный принимать решения ставить и решать новые профессиональные задачи работать в команде эффективно действовать в условиях неопределенности мобильно перестраиваться
Образовательная политика Современные образовательные стандарты Приоритетный национальный проект «Образование» Болонский процесс Образование как инструмент решения социально-экономических проблем
Образовательный заказ Как оценивают студенты специфику и результативность компетентностных программ?
Новое качество образования ЗУНы + компетентности + психические новообразования + индивидуальные приросты
КОМПЕТЕНТНОСТЬ: СПОСОБНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТИВНО ДЕЙСТВОВАТЬ ДОСТИГАТЬ РЕЗУЛЬТАТА ЭФЕКТИВНО РЕШАТЬ ПРОБЛЕМУ ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ В НЕСТАНДАРТНОЙ СИТУАЦИИ
Рабочее определение группы по разработке ГОС третьего поколения в высшем профессиональном образовании (2006) Компетенция – способность и готовность применить знания и умения при решении профессиональных задач в различных областях; способность и готовность проявлять гибкость в изменяющихся условиях рынка труда Компетентность – владение определенными компетенциями
Рабочее определение группы по разработке макета ГОС общего образования (2008) Компетентность – качество индивида, проявляющееся в адекватном и эффективном решении некоторого класса социокультурно значимых задач относительно проблемного характера.
Рабочее определение группы по разработке макета ГОС общего образования (2008) Компетентность не сводима к обобщеному способу действия и не может быть сформирована как умение или навык: она формируется в результате личного опыта действия как индивидуализированная способность.
Рабочее определение группы по разработке макета ГОС общего образования (2008) Компетентность представлена в культуре в виде реальных персонализированных образцов персонализированного действия. Ключевые компетентности – компетентности, которые имеют множество сфер применения и необходимы каждому субъекту действия.
Сравнение подходов Академический подход Компетентност – ный подход Научность знанийНаучность способов их получения Природосообразность+ социосообразность Прочность через повторение Прочность через применимость
Академический ПОДХОД КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД Сознательность и активность по отношению к задачам Постановка собственных задач Практика подкрепляет теорию Теория через практику Учет возрастных и индивидуальных особенностей С опережением
АКАДЕМИЧЕСКИЙ ПОДХОД КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД Процесс передачиПроцесс учения Репродуктивные методы Активизирующие методы Результат – сумма знаний и умений, личность Результат – готовность к продуктивному, самостоятельному, ответственному действию
Компетентности как результат деятельности Интерес – Проблема - Цель – Задачи – Действия – Результат - Контроль/оценка – Рефлексия
Обязательные элементы образовательного процесса Организация мотивации Моделирование деятельности Групповая работа Дискуссионные формы Возможность выбора формирование позиции, мнения Презентация продукта Рефлексия результата и процесса
Организация учебного процесса (стандарты ВПО 3-го поколения ) Реализация компетентностного подхода должна предусматривать Широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50% аудиторных занятий.
Уровни формирования компетентности (Г.Н.Прозументова,Е.А. Суханова) 1 уровень. Построение свободного действия. 2 уровень. Реконструкция свободного действия для построения алгоритма 3 уровень. Освоение алгоритма действия через пробы действия в разных ситуациях, нестандартной ситуации 4 уровень. Обобщение алгоритма в нормы деятельности (выделение инварианта последовательности действий) 5 уровень. Обобщение знаний о норме деятельности
Материалы ФГОС (пример) Выпускник должен уметь решать типовые задачи профессиональной деятельности, соответствующие его квалификации, указанной в п.1.2. настоящего Государственного образовательного стандарта. Типовыми задачами по видам профессиональной деятельности педагога-психолога являются: в области развивающей деятельности: диагностика уровня психического развития детей; разработка развивающих программ психологического сопровождения детей в образовательном процессе; разработка коррекционно-развивающих программ для детей с трудностями в обучении; …… в области учебно-воспитательной деятельности: организация субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса; использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей; ……. в области социально-педагогической деятельности: проектирование и проведение работы по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания; организация взаимодействия родителей учащихся и педагогов как участников образовательного процесса; проведение профориентационной работы; оказание помощи в решении задач социализации учащихся; индивидуальное консультирование участников образовательного процесса; И т.д.
Материалы ФГОС: требования к квалификации по специальности «Прикладная экономика» Расчетно-проектная деятельность Сбор и анализ исходных данных Расчет по известным моделям и с использованием стандартных средств Разработка и оформление проекта Контроль соответствия стандартам и нормативным документам Проведение предварительного экономического обоснования проекта Производственно-экономическая деятельность Выполнение служебных обязанностей с большей долей формально-логических операций Научно-исследовательская деятельность Сбор и анализ исходных данных, поиск информации по полученному заданию Изучение информации Проведение исследований по заданной методике Использование основных методов экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности Оформление полученных данных, результатов в соответствии с установленными стандартами отчетности Подготовка отчета по проведенной работе, реферата прочитанной литературы, основных видов деловой документации Организационно-управленческая деятельность Организация собственной работы Организация работы малых коллективов исполнителей Организация выполнения конкретного порученного этапа работы
Материалы ФГОС: требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки магистров Выпускник по направлению подготовки ________________ с квалификацией (степенью) «магистр» в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, указанными в пп и настоящего ФГОС ВПО, должен обладать следующими компетенциями: а) универсальные: ____________________________________________________________ б) профессиональные: (указываются по видам деятельности) Например: - производственно-технологическая деятельность: _____________________________________________________________ - организационно-управленческая деятельность: ______________________________________________________________ - научно-исследовательская деятельность: ______________________________________________________________ проектная деятельность: _____________________________________________________________ другие виды деятельности____________________________________.
НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ Томск, пр.Ленина 36, ТГУ, корп.НИИПММ, оф.145 (3822) WWW. TSU.RU ГОТОВЫ К СОТРУДНИЧЕСТВУ !