Кейс-технологии активного обучения Шимутина Е.Н. АПКиППРО январь 2010
Объясню, как смогу, но не буду говорить ничего окончательного и определенного, подобно оракулу Аполлона, а, будучи всего слабым смертным, укажу только правдоподобные предположения. Цицерон.
Цели метода анализа ситуаций: Развитие навыков анализа и критического мышления Соединение теории и практики Представление примеров принимаемых решений Демонстрация различных позиций и точек зрения Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности
К кейс-технологиям относятся: метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс- стади) метод инцидента; метод ситуационно-ролевых игр; метод разбора деловой корреспонденции; игровое проектирование; метод дискуссии.
Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций. Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.
Метод инцидентов Природа наделила человека стремлением к обнаружению истины. Цицерон.
Метод инцидентов Цель поиск информации для принятия решения самим слушателем, – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией: ее сбору, систематизации и анализу.
Метод разбора деловой корреспонденции («баскетметод», метод разбора деловой корреспонденции, метод «папки с входящими документами», «информационным лабиринтом» ) Где мало распорядительности, там дело обходится дорого. Ф.Бэкон
Метод разбора деловой корреспонденции Цель – получение навыков работы с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.
Игровое проектирование Практика (опыт) – наилучший учитель. Цицерон
Игровое проектирование Цель данного метода – процесс создания или совершенствования объектов. Игровое проектирование может включать в себя проекты разного типа: Исследовательский Поисковый Творческий Прогностический Аналитический
Метод проигрывания ролей (инсценировки) Искусства полезны лишь в том случае, если они развивают ум, а не отвлекают его. Сенека
Метод проигрывания ролей (инсценировки) Цель данного метода - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально- психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Разновидности: «разыгрывание ситуаций в ролях» ролевые игры
Групповая дискуссия Есть некий голос, который хорошо доходит до слушателей не потому, что он громкий, а в силу присущих ему свойств особого рода. Квинтилиан
Групповая дискуссия Дискуссия – обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры. К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.
Дебрифинг Ничего нельзя сказать такого, что не было бы сказано раньше. Теренций
Дебрифинг «debriefing» - «выдаивание» Дебрифинг подразумевается процесс, обратный инструктажу, его цель извлечь информацию из анализа игрового занятия. Достоинством дебрифинга является подчеркнутая связь первоначальных целей с обзором окончательных результатов.
Метод «Кейс-стади». Кейс-стади – (от английского case study – изучение ситуации) качественный метод изучения явлений на основе конкретных ситуаций. Сущность кейс-стади – изучение общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев.
Что такое кейс? Кейс - это жизненная история, включающая в себя необходимую информацию: - для принятия решения, - разрешения конфликта или проблемы, которая может быть предложена для обсуждения в группе -и выявления позиций слушателей по существу вопроса.
Для чего нужен кейс? Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
Кейс-метод Кейс-метод - это рассмотрение и оценка реальной ситуации. Он дает возможность понять, как принимаются на практике те или иные решения, к чему они приводят. Кейсы бывают разной направленности, разной сложности. В зависимости от содержания их можно использовать как материал для самостоятельной творческой работы учащихся по разным дисциплинам. Кейсы могут быть и междисциплинарными.
Преимущества кейс - метода Метод "Case study" относится к одному из "продвинутых" активных методов. Метод имеет свои сильные стороны, к которым можно отнести: возможность работы группы на едином проблемном поле; использование структурированной информации, снижающей степень неопределенности в условиях лимита времени; использование принципов проблемного обучения; возможность получения учащимися не только знания, но и глубокого понимания теоретических концепций; возможность создания новых продуктивных моделей деятельности; выработки навыков простейших обобщений.
Преимущества кейс - метода заключаются в том, что он: дает знакомство с реальной жизнью; заставляет углубиться в процесс принятия решений; тренирует остроту реакции обучаемого на проблемы; дает аналогии; развивает умение вести доказательную полемику; позволяет выявить тенденции и закономерности, наиболее личные ситуации; помогает формировать стратегическое мышление.
По действующим субъектам кейса: личностные кейсы, в которых действуют конкретные личности: менеджеры, политики, руководители; организационно-институциональные кейсы отличаются тем, что в них действуют организации, предприятия, их подразделения; многосубъектные кейсы обычно включают в себя несколько действующих субъектов.
По наличию сюжета: сюжетные кейсы обычно содержат рассказ о произошедших событиях, включают действия лиц и организаций; бессюжетные кейсы, как правило, прячут сюжет, потому что четкое изложение сюжета в значительной степени раскрывает решение. Внешне они представляют собой совокупность статистических материалов, расчетов, выкладок, которые должны помочь диагностике ситуации, восстановлению сюжета.
По временной последовательности материала: кейсы с естественной временной последовательностью событий (от прошлого к настоящему) позволяют хорошо выявлять причинно-следственные связи. кейсы-воспоминания характеризуются тем, что время в них прокручивается назад: герои что-то вспоминают, сами воспоминания отрывочны, часто несистемные, фрагментарны, что затрудняет восстановление временных цепочек. По сути дела анализ кейса сводится к реконструкции ситуации, её осмыслению в аспекте той или иной познавательной парадигмы. прогностические кейсы, представляя описание событий недавнего прошлого и настоящего, ставят задачу выработать наилучший вариант (сценарии) развития ситуации.
По объему: мини-кейс кейс средних размеров макро-кейс
Обучающиеся (школьники, студенты, специалисты и т.п.) изучают полученные материалы и анализируют ситуацию в группах. После чего в каждой группе генерируются различные идеи по поводу решения данной проблемы, затем принятые предложения оформляются для презентации всей аудитории; На следующем этапе работы проводится презентация, в ходе которой каждая группа предлагается всей аудитории решение данной проблемы с обоснованием своих аргументов; После презентации материалов всех групп проводится пресс-конференция, в ходе которой обучающиеся делятся своими выводами о ходе групповой работы и сути решенной (или решаемой) проблемы.
Как разработать кейс? Ряд типовых шагов для создания Кейса: 1. Определение темы и вопроса исследования; 2. Выбор объекта исследования – «конкретной ситуации»; 3. Определение контекста; 4. Планирование кейс-исследования, проведение сбора материала и анализа материала; 5. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития ситуации; 6. Описание и редактирование кейса; 7. Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации.
Как написать хорошийкейс? Структура кейса: название (интригующее, проблемное) контекст (значимые данные об окружающих (внешних) факторах которые помогают понять и интерпретировать кейс) ; случай (это определенная вещь которая нас интересует и как она связана с главным вопросом исследования) ; факты (объективная информация (статистика, отрывки из документов, результаты анкетирования, экспертные мнения, фото и пр.)) ; решения (вариативная часть кейса которая может содержать рефлексию, комментарии, сценарий).
Что не является «кейсом»? Хью МакЛин выделяет три признака: 1.Не актуальный и не вызывающий интереса материал (отсутствие загадки, отсутствие вопроса, отсутствие противоречия) 2.Материал в котором отсутствует изложения контекста 3.Отсутствие в описании материала определенных живых элементов: истории, интервью.
И в заключение… И всякий из нас, кто предполагает, что может руководить другими, должен постоянно и напряженно учиться. А.В.Луначарский