Тема педагогического совета Компетентностный подход и проблемы его реализации в образовательном процессе
Ц е л ь Определение актуальных проблем реализации компетентностного подхода в образовательный процесс
З а д а ч и: 1.Актуализировать представления о концептуальных критериях компетентностного подхода в образовании 2.Обеспечить условия для формирования знаний об образовательных компетентностях 3.Определить технологии, методы и средства формирования образовательных компетентностей у учащихся 4.Выявить затруднения реализации компетентностного подхода в образовании и способы их решения
П л а н р а б о т ы 1.Организационный момент 2.Анкетирование 3.Презентация «Компетентностный подход и проблемы его реализации образовательном процессе» 4.Групповая работа: «Как формировать образовательные компетентности?» «Какие затруднения в реализации компетентностного подхода»
П л а н р а б о т ы 5. Обсуждение технологий, методов и средств реализации образовательных компетентностей 6. Определение актуальных проблем реализации компетентностного подхода и способов решения 7. Принятие решения
Анкетирование
1.Компетентностный подход не имеет отношения к готовности человека к самостоятельному решению многообразных проблем своей практической деятельности А) верно Б) неверно
Что такое компетентностный подход? Чем он определяется? Компетентностный подход определяется 1.идеей оценки результата образования по степени готовности человека к самостоятельному решению многообразных проблем своей практической деятельности; 2.принципом самостоятельной деятельности личной ответственности обучающегося; центрируется на основных для него 3. категориях: компетенция и компетентность.
Анкетирование 2. Компетенция – практическая готовность к эффективной деятельности. А) верно Б) неверно 3. Компетентность – совокупность взаимосвязанных качеств личности: знаний, умений, способов деятельности, системы ценностей и отношений. А) верно Б) неверно
Основные понятия компетентностного подхода Компетенция совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, способов деятельности, системы ценностей и отношений), которая обеспечивает её потенциальную способность продуктивно решать определенный класс задач. Компетентность самостоятельно реализуемая способность; возникающее на основе знания и опыта обладание человеком совокупностью компетенций, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области; практическая готовность к эффективной деятельности. сформировавшееся в процессе познавательной и практической деятельности личностное качество (совокупность качеств) человека, проявляющееся в успешном решении проблем в заданной сфере.
Анкетирование 4. Компетентность «появляется» из приобретённых знаний, умений и навыков, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей при решении разнообразных проблем своей деятельности и общения. А) верно Б) неверно 5. Ключевые компетентности обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в обществе А) верно Б) неверно 6. Компетентностный подход выдвигает на первое место информированность обучающегося А) верно Б) неверно
Компетентность как личностный результат образования Компетентность 1.«появляется» из способности ученика использовать результат своей познавательной и практической деятельности в виде приобретённых знаний, умений и навыков, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей при решении разнообразных проблем своей деятельности и общения. 2. «проявляется» как реализуемая готовность к самостоятельному использованию приобретённой способности как личностно значимого ресурса при решении разнообразных проблем своей практической деятельности.
Анкетирование 7. Образование - формирование опыта решения значимых для личности проблем с использованием имеющегося в культуре и социуме опыта. А) верно Б) неверно 8. Образовательные компетенции – способность целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности А) верно Б) неверно
Образовательная компетентность как базовая для становления и развития социально-личностно-профессиональной компетентности человека Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность обучающегося, а умение разрешать проблемы, возникающие в различных ситуациях, цель образования - получение индивидуально-личностного результата, наиболее значимого для развития личности, её социализации и самореализации. Образование с этих позиций определяется как осмысление собственного опыта обучаемых и формирование опыта решения значимых для личности проблем с использованием имеющегося в культуре и социуме опыта
Анкетирование 9. Ключевые образовательные компетенции: 1. - Ценностно-смысловые компетенции; 2. – Общекультурные компетенции; 3. – Учебно-познавательные компетенции; 4.- Информационные компетенции; 5.- Коммуникативные компетенции; 6. – Социально-трудовые компетенции; 7 – Компетенции личностного самосовершенствования. А) верно Б) неверно
Образовательные компетенции учащегося Образовательные компетенции – интегральные характеристики качества подготовки учащихся; способность целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определённого междисциплинарного круга вопросов; совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых для личностно и социально значимой продуктивной деятельности
Анкетирование 10. Общепредметные компетентности – относятся к определённому предмету, имеют конкретное описание и формируются в рамках этого предмета. А) верно Б) неверно 11. Предметные – относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей А) верно Б) неверно
Общепредметные и предметные компетенции представляют собой конкретизацию ключевых компетенций на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения: - общепредметные – относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей; - предметные – относятся к определённому предмету, имеют конкретное описание и формируются в рамках этого предмета.
Анкетирование 12. Какая образовательная компетентность включает в себя: знания и умения целеполагания, планирования, анализа, организации, рефлексии, самооценки; владение способами познания из разных источников; умения действовать в нестандартных ситуациях; умение критически оценивать разные интерпретации фактов; владение методами познания, (измерения, вероятностными, статистическими методами)? А) Компетенции личностного самосовершенствования Б) Учебно-познавательные компетенции
Презентация образовательных компетентностей
1. Ценностно-смысловые компетенции способности ученика ориентироваться в мире, понимать мир живой и неживой природы, общества и человека; способности принимать человека, как высшую ценность; способности осознавать своё место в жизни, роль и предназначение; способности ставить цели, «выстрадывая» смыслы своих действий, ценностные установки при принятии жизненно важных решений; способность к освоению механизмов самоопределения в разных ситуациях учебной и иных видов деятельности; способность к активному участию в выстраивании программы своей жизнедеятельности.
1. Ценностно-смысловые компетенции Примером формирования этих компетенций может служить включение в стандарт образования по биологии компетенций, составляющих основу формирования научной картины мира, значимых для сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих (гигиеническая компетентность), защиты окружающей среды (экологическая компетентность), востребованных в практической деятельности ( уход за животными и растениями).
3. Учебно-познавательные компетенции Знания и умения целеполагания, планирования, анализа, организации, рефлексии, самооценки учебно- познавательной деятельности; Владение способами поиска знаний из разных источников, в том числе из реальной практики; Владение приёмами действия в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем; Умение отличать факты от домыслов, критически оценивать разные интерпретации фактов; Владение методами познания, в том числе методами измерения, вероятностными, статистическими методами.
4.Информационные компетенции обеспечивают умения 1. самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир), современных информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет).
4.Информационные компетенции 2. Информационная компетентность – это интегративное образование личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, переработки, трансформации информации и генерирование её в особый вид специфических («надпредметных», по определению А.В.Хуторского) знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности.
5.Коммуникативные компетенции 1. Знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и отдалёнными людьми и событиями; навыки иноязычного общения и взаимодействия в виртуальных сообществах; 2. Владение навыками работы в группе, освоение различных социальных ролей в коллективе; уважение и принятие другого; 3. Умение представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию; 4. Владение способами поведения в конфликте и их погашением; 5. Знание и соблюдение традиций, ритуалов, этикета.
5.Коммуникативные компетенции Коммуникативные компетенции проявляются как компетентность в общении, субъект-субъектных отношениях, отражающих специфику деловых и межличностных связей. Коммуникативный опыт является показателем степени взаимопонимания и согласованности системы ценностных ориентации человека с социальным окружением, в целом, и в конкретной ситуации общения, в частности.
6. Социально-трудовые компетенции Проявляются как владение знаниями и опытом в сферах: -гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя); -в социально-трудовой сфере (пользование правами потребителя, покупателя, клиента, производителя; гибкость в отношении вновь появляющихся требований и изменений; умение наглядно и убедительно проводить презентацию своих идей; владеть навыками самоорганизации);
6. Социально-трудовые компетенции -в сфере семейных отношений и обязанностей; -в вопросах экономики и права ( умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике деловых взаимоотношений, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой); -в области профессионального самоопределения.
7.Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки: -Способность ценностно-смысловой ориентации в мире (понимание ценности бытия, жизни, здоровья; ценности культуры, науки, производства, истории цивилизации, собственной страны, религии);
7.Компетенции личностного самосовершенствования -Способность к рефлексии (осознанию, осмыслению, прогнозированию процесса и результатов своей деятельности и поведения); -Владение способами самопознания, самосовершенствования, формирования психологической грамотности, культуры мышления и поведения; - Способность принимать себя как свободного и ответственного, уверенного в себе человека, обладающего чувством собственного достоинства.
Критерии оценки образовательной компетентности как целостного системного личностного новообразования Психологическая, практическая и мобилизационная готовность к актуализации компетентности (мотивационный аспект); Владение необходимой системой знаний содержания компетентности (когнитивный аспект); Практический опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект); Отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект); Эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.
Общепредметные и предметные компетенции «Строительство» ключевых компетенций «закладывается» в образовательный процесс посредством технологий (метод проектов, исследовательская деятельность, обучение в сотрудничестве и др.), путём реализации личностно-деятельностного подхода при отборе содержания материала, систематического интегрирования предметного содержания при решении значимых для учащихся и востребованных жизнью практических задач.
Образовательная компетентность как базовая для становления и развития социально-личностно-профессиональной компетентности человека Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность обучающегося, а умение разрешать проблемы, возникающие в различных ситуациях, рассматривая в качестве цели образования получение индивидуально-личностного результата, наиболее значимого для развития личности, её социализации и самореализации. Образование с этих позиций определяется как «и осмысления собственного опыта обучаемых формирование опыта решения значимых для личности проблем с использованием имеющегося в культуре и социуме опыта »
Выводы: Компетентностный подход предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях личной, профессиональной и общественной жизни. Особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых нельзя заранее наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.
Выводы: Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования ( в том числе предметного обучения). Компетентностный подход требует серьёзных изменений в подготовке педагогических кадров, особенно в освоении концепций личностно-деятельностного образования и соответствующих им технологий.
Групповая работа «Как формировать образовательные компетентности?» «Какие затруднения в реализации компетентностного подхода»
Проект решения 1.принимать участие в тематических проблемных семинарах, консультациях, проводимых специалистами ИО ИРО по данному вопросу (в течение 2010 года); 2. провести серию семинаров по изучению передового педагогического опыта по формированию предметных и межпредметных компетенций (март, июнь 2010 года) 3. организовать круглый стол с целью обобщения опыта работы использования проектно-исследовательской деятельности на уроках технологии и физики (Е.С. Никольская), математики (Кораблева О.Г.), английского языка (Ноздрина Н.С., Страхова А.Б) и др. (апрель, октябрь 2010)