Современный урок ОТ ТРАДИЦИОННОГО К СОВРЕМЕННОМУ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОМУ УРОКУ
ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УРОК (ЛОУ) Это комплексная, гибкая, вариативная система, направленная на работу не столько с классом, сколько с каждым учеником как индивидуальностью. В этом заключается главное отличие ЛОУ от традиционного.
Личностно-ориентированный урок Цель такого урока- создать условия для раскрытия потенциальных возможностей каждого ученика, его субъективного опыта, с помощью которого можно быстрее и качественнее добиться усвоения знаний, умений и навыков.
Какие необходимы организационные и ресурсные условия для внедрения технологии проведения ЛОУ Необходимое условие – наличие вариативного дидактического материала, разного по форме, типу и содержанию, учитывающего опыт жизнедеятельности каждого ученика. Нужна организация и особое оснащение кабинета.
КОНСТРУКЦИЯ УРОКА В ЛОО. Структурная решетка урока в ЛОО -Выявление и использование субъективного опыта ученика; - Наличие вариативного дидактического материала; - Особый стиль общения; -Активация способов учебной работы; -Проявление гибкости учителя в работе на уроке.
Наличие вариативного дидактического материала. 1.Использование учителем разных источников сообщения информации. 2.Инициирование выполнения учениками заданий проблемных, внутренне неоднородных. 3.Предложение на выбор заданий различного типа, вида и формы. 4.Стимулирование уч-ся к выбору материала с их личным предпочтением. 5.Применение карточек с описанием основных учебных действий.
ПРИЕМЫ И ФОРМЫ ЛОО. Продуктивными приемами могут быть: -риторический вопрос -целенаправленная ошибка -«мозговой штурм» и проблемно- поисковая деятельность. Реализация этих приемов возможна в разных формах работы: индивидуальной, парной, фронтальной, групповой, гендерной.
Виды учебной деятельности и ее организация в ЛОО Чем богаче образовательная среда, тем легче раскрыть возможности ученика: Творческий проект Компьютерная презентация Игровые учебные ситуации Групповая работа.
Методические приемы в ЛОО. Для системы ЛОО характерно «изменение направленности педагогических воздействий: не от учителя к ученику, а от ученика к учителю». Методы и приемы ЛОО направлены на стимулирование ученика самому получать знания: это постоянное поощрение его учебных достижений, создание условий для самооценки. Самый эффективный – проблемный метод.
Личностное взаимодействие педагогов и учащихся Учителю нужно наладить с учеником ЛИЧНОСТНЫЙ ДИАЛОГ, который в ЛОО является не только средством, но и целью обучения. Он строится на взаимоприятии и взаимопонимании: и ученик, и учитель стремятся к осознанию «Я – ХОРОШИЙ, ТЫ – ХОРОШИЙ». В этой позиции человек считает себя самоценным и думает, что другие люди по-своему уникальны.
ЛОО в средней школе. Конспект-схема урока (1 этап). Цель урока – организация парной и групповой работы с целью формирования навыков сотрудничества. Оргмомент – эмоционально- положительный настрой на работу. Морфологическая пятиминутка – в ходе проведения детям задаются вопросы, согласны или не согласны с ответами – аргументировать свой ответ
Конспект-схема (2этап) Выявление субъективного опыта детей по данной теме: Что вы знаете о глаголе? Что называется спряжением глагола? Давайте вспомним, как спрягаются глаголы. (из представленных на доске глаголов нужно выбрать глагол 1 спр., 2 спр. Проспрягать глаголы в тетради, затем взаимопроверка. Образец имеется на доске).
Конспект-схема (2 этап ) Введение новой темы через наблюдения и задания проблемного характера: На доске таблица, которую заполняют дети: Н.Ф. 2л.ед.ч. 3л.мн.ч. Спр. Пишу Хочу Вижу Бегу Заполняя таблицу, дети сами делают вывод о разноспрягаемых глаголах.
Конспект-схема (2 этап) Работа в тетради – спряжение глаголов «хотеть, бежать». Работа по карточкам: У детей на партах лежат карточки с описанием тех заданий, которые они могут выбрать. Карточки помечены *(легкое), **(среднее), ***(трудное). О времени выполнения дети договариваются с учителем.
Вариативность заданий на карточках КАРТОЧКА 1*. Употребление глагола «бежать» в прямом и переносном значении. КАРТОЧКА 2*. Распределить глаголы в два столбика. КАРТОЧКА 3*.Работа с пословицами и поговорками. (на партах дополнительная литература). КАРТОЧКА 4**. Поставь глаголы в нужной личной форме наст.вр. Обозначь спряжение. КАРТОЧКА 5**. Поставь глаголы во 2л. Мн.ч.наст.вр. распредели их в три столбика. КАРТОЧКА 6***. Кроссворд по теме «Глагол».
КОНСПЕКТ-СХЕМА (3 ЭТАП) Подведение итогов: -Какие сложности испытали на уроке? -Что было на уроке интересного? Домашнее задание на выбор: *** составить свое задание на карточке **составить рассказ, используя разноспрягаемые глаголы * учебник, упр.474