Групповая работа на уроках русского языка 1.Проблема комплектования групп 2.Распределение ролей в группе 3.Техника работы в группах 4. Урок групповой работы
Проблема комплектования групп Социометрическая и психологическая характеристика класса: а) пара: лидер – ведомый; б) реальная группа: неформальная группа с сильным лидером и дружескими связями; в) референтная группа: группа лиц, на интересы которой ориентируется данный ученик.
Психологическая характеристика ученика Темперамент; Тип мышления; Тип памяти; Экстраверсия / интроверсия; Самооценка; Отношение к учению.
Два способа формирования группы Подбор группы из упорядоченного списка: а) на первом месте «сильный» ученик, на втором – слабее и т. д. б) первого, последнего и двух из середины списка; Подбор группы «под лидера» а) выбрать 6-7 сильных учащихся, которые будут лидерами; б) лидер подбирает группу из средних и слабых учащихся
Распределение ролей в группе Количество ролей должно соответствовать количеству учащихся в группе: а) заводила – воодушевляет, отмечает свершения группы; б) инструктор – оказывает помощь; в) идеолог – напоминает о задаче; г) секретарь – записывает идеи.
Учимся работать в группе Умеем ли мы подбадривать? Умение: подбадривать Роль: бодрила Как выглядит: улыбается, смотрит на партнера, внимателен. Что говорит: «интересная идея», «мы продвинулись вперед», «верно»
Техника работы в группе Взаимопонимание в группе Постановка задачи Учет вклада каждого члена группы Общение членов группы не только с учителем, но больше между собой Преимущество группового метода по сравнению с фронтальным
Оценка результатов работы Индивидуальное контрольное задание Отчет случайно выбранного ученика Компьютерный тест Анализ работы а) достижения; б) причины неудач; в) совершенствование работы.
Технология урока - взаимообучения 1. Стадия вызова: а) цели и задачи урока; б) объяснение заданий. 2. Стадия осмысления: а) работа каждого члена группы над своей частью задания; б) групповая отчетность: группа готовит презентацию своего материала. 3. Стадия рефлексии: а) обобщение; б) какие вопросы возникли в процессе работы; в) каких знаний вам не хватало.