Целеполагание в обучающей деятельности учителя Цель образования состоит в развитии у обучаемых способности решать проблемы в различных сферах и видах деятельности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цель: участники семинара умеют формулировать цели урока в зависимости от его типа. Участники: педагоги. Регламент: 1 час. Форма проведения: презентация.
Advertisements

Целеполагание в деятельности учителя Методические рекомендации.
Целеполагание в обучающей деятельности учителя Подготовила: зам.директора Гулина Н.Ю.
Целеполагание в деятельности учителя Методические рекомендации.
Целеполагание в обучающей деятельности учителя. ЧТО ТАКОЕ Ц Е Л Ь ? ЦЕЛЬ – ЗАРАНЕЕ ЗАПЛАНИРОВАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ, КОТОРЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ПОЛУЧИТЬТ В БУДУЩЕМ.
План урока Выполнила: Пандырева А.И. МОУ СОШ36. ЦЕЛЬ -это заранее запланированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления.
Структура урока информатики. Урок - это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава.
Триединая цель урока.. Марк Твен «Кто не знает, куда направляется, очень удивится, что попал не туда». «Кто не знает, куда направляется, очень удивится,
Цели современного урока. Цели деятельности учителя Цели деятельности ученика.
Цели учебного занятия в условиях личностно ориентированного урока.
Рекомендации молодым учителям. І. 1. Выбрать тему урока. Определить его место в учебном курсе; Определить ведущие понятия, на которые опирается данный.
Цели обучения условно разделяют на три группы (триединая дидактическая цель): - образовательные (обучающие), - развивающие, - воспитательные.
Современный урок- это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста,
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ Разработала учитель трудового обучения Казакова Е.В.
Целеполагание и структура урока Школа молодого специалиста Выполнила: Долгих Т.В.
Презентация выполнена зам.директора по учебной части, учителем начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Микунь Бакуриной Н.Л.
Урок как единица процесса обучения ТиМОМ. Структура урока Актуализация прежних Формирование новых Применение- знаний и способов знаний и способов формирование.
образовательная развивающая воспитательная Три качества обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств необходимы для того, чтобы человек был.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Транксрипт:

Целеполагание в обучающей деятельности учителя Цель образования состоит в развитии у обучаемых способности решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является собственный опыт учащихся. Учитель географии МОУ «Гимназия» Маркеев А.И.

ЦЕЛЬ – заранее запланированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности. Цель является фактором, определяющим способ и характер деятельности, средства её достижения. По сути дела, значительная часть ошибок, в т.ч. В обучении, связана с неккоректным целепологанием. ЧТО ТАКОЕ Ц Е Л Ь ?

Ц Е Л Е П О Л А Г А Н И Е Проблема целенаправленной деятельности человека была, есть и будет актуальной, ведь как известно: без цели нет управления и нет результата. Что такое цель?. По сути дела, значительная часть ошибок, в том числе в обучении, связана с некорректным целеполаганием. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ – ЭТО ПРОЦЕСС ФОРМУЛИРОВАНИЯ ЦЕЛИ, ПРОЦЕСС ЕЕ РАЗВЕРТЫВАНИЯ. ЭТО: АНАЛИЗ ОБСТАНОВКИ УЧЕТ СООТВЕТСТВУЮЩИХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ УСТАНОВЛЕНИЕ НА ЭТОЙ ОСНОВЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ИНТЕРЕСОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ УДОВЛЕТВОРЕНИЮ ВЫЯСНЕНИЕ ИМЕЮЩИХСЯ РЕСУРСОВ ВЫБОР ТЕХ ИЗ НИХ, КОТОРЫЕ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫ И ТЕХНОЛОГИЧНЫ ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛИ.

Целеосуществление Целеосуществление – «это процесс, в ходе которого цель из внутренней цели человека переходит в своё следствие – фактическое поведение человека, в ходе которого и формируется тот или иной конечный результат его деятельности». Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы методически корректно сформулировать цель урока и спроектировать средства её достижения. На уроке, как правило, учитель работает с целью в трех ее аспектах: познавательном, воспитательном и развивающем.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЦЕЛИ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНЫМ И ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ ЕЕ АСПЕКТОМ. Какие же требования применимы к формулировке цели?

НЕРЕДКО УЧИТЕЛЬ СТРЕМИТСЯ ФОРМИРОВАТЬ НОВЫЙ РАЗВИВАЮЩИЙ АСПЕКТ ЦЕЛИ НА КАЖДОМ НОВОМ УРОКЕ, ЗАБЫВАЯ ПРИ ЭТОМ, ЧТО РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПРОИСХОДИТ ГОРАЗДО МЕДЛЕННЕЕ, ЧЕМ ПРОЦЕСС ЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, ЧТО САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ ОЧЕНЬ ОТНОСИТЕЛЬНА И ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ МЕРЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ. О Ш И Б К И У Ч И Т Е Л Я при формулировке цели

С Л Е Д О В А Т Е Л Ь Н О: Один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован к ряду уроков, порой к урокам целой темы или раздела.

Развитие речи Развитие мышления Развитие сенсорной сферы Развитие двигательной сферы Развивающий аспект состоит из нескольких блоков:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ Усложнение смысловой функции речи Обогащение специального (географического) языка Усиление коммуникативных свойств речи

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ ВЫДЕЛЯТЬ ГЛАВНОЕ СРАВНИВАТЬ СТРОИТЬ АНАЛОГИИ ОБОБЩАТЬ И СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ДОКАЗЫВАТЬ И ОПРОВЕРГАТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ И ОБЪЯСНЯТЬ ПОНЯТИЯ СТАВИТЬ И РАЗРЕШАТЬ ПРОБЛЕМУ

СЕНСОРНАЯ СФЕРА РАЗВИТИЕ ГЛАЗОМЕРА ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕИ ВРЕМЕНИ ТОЧНОЧТЬ И ТОНКОСТЬ В РАЗЛИЧЕНИИ ЦВЕТОВ, ЗВУКОВ

ДВИГАТЕЛЬНАЯ СФЕРА ОВЛАДЕНИЕ МОТОРИКОЙ МЕЛКИХ МЫШЦ УМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ, ДВИГАТЕЛЬНУЮ СНОРОВКУ.

КАКИЕ ТИПЫ УРОКОВ МЫ ЗНАЕМ? Тип урокаПримеры формулирования целей Урок знакомства с новым учебным материалом - учащиеся должны иметь представление о… - учащиеся должны иметь общее понятие о… -учащиеся должны распознавать… Урок усвоения нового материала -учащиеся должны понимать содержание… -учащиеся должны ориентироваться в причинно- следственных связях… -учащиеся должны уметь выявлять закономерности Урок формирования новых умений -учащиеся должны уметь применить знания в стандартной ситуации -учащиеся должны уметь самостоятельно выполнить задание… -учащиеся должны уметь раскрыть способ выполнения задания Урок закрепления нового материала -учащиеся должны знать… -учащиеся должны уметь( решить, провести анализ, сформулировать) -учащиеся должны уметь воспроизводить полученные знания Урок систематизации и обобщения учебного материала -учащиеся должны знать… -учащиеся должны уметь систематизировать Урок проверки и оценки знаний В зависимости от уровня контроля (знакомство, репродуктивный уровень, творческий уровень) -учащиеся должны уметь узнавать при внешней опоре -учащиеся должны уметь воспроизводить по образцу -учащиеся должны уметь воспроизводить по предложенному алгоритму… -учащиеся должны владеть компетенцией

Примеры формулирования целей: -учащиеся должны иметь представление о…. -учащиеся должны понимать… -учащиеся должны ориентироваться в причинно- следственных связях -учащиеся должны уметь применять свои знания -учащиеся должны распознавать и т.п.

Какие мы допускаем ошибки: Подмена цели содержанием «Познакомить учащихся с….»

Какие мы допускаем ошибки: Подмена цели методом обучения «Рассказать учащимся о…» «Показать учащимся….»

Какие мы допускаем ошибки: Подмена цели процессом деятельности « Учащиеся решают задачи…» «Учащиеся выполняют работу…»

Учителем должен быть выбран методически корректный вариант формулирование целей урока в зависимости от его типа. Учитель должен: Определять краткость, чёткость и простоту формулировки цели. Определять, чем вызвана постановка цели: требованиями учебной программы, интересом учащихся и т.д. Определять какова связь цели с темой урока, т.е. перспектива или цель Выяснять реальность достижения цели Определять отсутствие разрыва между целью и результатом ЧТО НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ?

Спасибо за внимание

Приложение к презентации

Познавательный (обучающий аспект цели) Развивающий аспект целиВоспитывающий аспект цели Обучение каждого ученика самостоятельно добывать знания - Развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика - Нравственные объекты, с которыми ученик вступает во взаимодействие на уроке -Формирование умений, обеспечивающих успешное выполнение деятельности - формирование навыков (действия, доведённые до автоматизма) - Развитие мышления -Развитие сенсорной сферы (глазомер, Ориентация в пространстве и времени, точность различения цвета, формы, звуков) - Развитие двигательной сферы(моторика) -«Другие люди», т.е. учитель, учащиеся, в общении с которыми формируется нравственные качества личности -«я», т.е. отношения к самому себе -«общество и коллектив» ВАЖНО! При планировании обучающей цели формулировать её через ожидаемый результат учащихся ВАЖНО! Один и тот же развивающий аспект цели целесообразно формулировать для нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы, ведь развитие ученика всегда медленнее, чем его обучение ВАЖНО! Кредо обучающей деятельности учителя – «Воспитывающее обучение» Особенности познавательного, воспитательного и развивающего аспектов цели

Алгоритм анализа цели урока 1.- определить краткость, четкость и простоту формулировки цели; 2.- определить, заложен ли в формулировке конечный результат, т. е. диагностична ли цель; 3.- определить, чем вызвана постановка цели: требованиями учебной программы, интересом учащихся и т. д.; 4.- какова связь цели с темой урока, т. е. перспективна ли цель; 5.- определить степень осознанности учителем цели; 6.- выяснить реальность достижения цели; 7.- определить соотносимость цели, содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной дея­тельности на уроке; 8.- определить отсутствие (наличие) разрыва между целью и результатом. 9.Учителю в повседневной практике приходится проводить уроки разных типов: уроки усвоения нового материала, уроки закре­пления нового материала, уроки систематизации и обобщения учебного материала, уроки проверки и оценки знаний, комбиниро­ванные уроки и т. д. 10.Как же формулировать цели уроков разных типов? (Предлагается работа в группах.)