Целеполагание в обучающей деятельности учителя Цель образования состоит в развитии у обучаемых способности решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является собственный опыт учащихся. Учитель географии МОУ «Гимназия» Маркеев А.И.
ЦЕЛЬ – заранее запланированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности. Цель является фактором, определяющим способ и характер деятельности, средства её достижения. По сути дела, значительная часть ошибок, в т.ч. В обучении, связана с неккоректным целепологанием. ЧТО ТАКОЕ Ц Е Л Ь ?
Ц Е Л Е П О Л А Г А Н И Е Проблема целенаправленной деятельности человека была, есть и будет актуальной, ведь как известно: без цели нет управления и нет результата. Что такое цель?. По сути дела, значительная часть ошибок, в том числе в обучении, связана с некорректным целеполаганием. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ – ЭТО ПРОЦЕСС ФОРМУЛИРОВАНИЯ ЦЕЛИ, ПРОЦЕСС ЕЕ РАЗВЕРТЫВАНИЯ. ЭТО: АНАЛИЗ ОБСТАНОВКИ УЧЕТ СООТВЕТСТВУЮЩИХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ УСТАНОВЛЕНИЕ НА ЭТОЙ ОСНОВЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ИНТЕРЕСОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ УДОВЛЕТВОРЕНИЮ ВЫЯСНЕНИЕ ИМЕЮЩИХСЯ РЕСУРСОВ ВЫБОР ТЕХ ИЗ НИХ, КОТОРЫЕ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫ И ТЕХНОЛОГИЧНЫ ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛИ.
Целеосуществление Целеосуществление – «это процесс, в ходе которого цель из внутренней цели человека переходит в своё следствие – фактическое поведение человека, в ходе которого и формируется тот или иной конечный результат его деятельности». Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы методически корректно сформулировать цель урока и спроектировать средства её достижения. На уроке, как правило, учитель работает с целью в трех ее аспектах: познавательном, воспитательном и развивающем.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЦЕЛИ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНЫМ И ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ ЕЕ АСПЕКТОМ. Какие же требования применимы к формулировке цели?
НЕРЕДКО УЧИТЕЛЬ СТРЕМИТСЯ ФОРМИРОВАТЬ НОВЫЙ РАЗВИВАЮЩИЙ АСПЕКТ ЦЕЛИ НА КАЖДОМ НОВОМ УРОКЕ, ЗАБЫВАЯ ПРИ ЭТОМ, ЧТО РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПРОИСХОДИТ ГОРАЗДО МЕДЛЕННЕЕ, ЧЕМ ПРОЦЕСС ЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, ЧТО САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ ОЧЕНЬ ОТНОСИТЕЛЬНА И ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ МЕРЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ. О Ш И Б К И У Ч И Т Е Л Я при формулировке цели
С Л Е Д О В А Т Е Л Ь Н О: Один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован к ряду уроков, порой к урокам целой темы или раздела.
Развитие речи Развитие мышления Развитие сенсорной сферы Развитие двигательной сферы Развивающий аспект состоит из нескольких блоков:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ Усложнение смысловой функции речи Обогащение специального (географического) языка Усиление коммуникативных свойств речи
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ ВЫДЕЛЯТЬ ГЛАВНОЕ СРАВНИВАТЬ СТРОИТЬ АНАЛОГИИ ОБОБЩАТЬ И СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ДОКАЗЫВАТЬ И ОПРОВЕРГАТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ И ОБЪЯСНЯТЬ ПОНЯТИЯ СТАВИТЬ И РАЗРЕШАТЬ ПРОБЛЕМУ
СЕНСОРНАЯ СФЕРА РАЗВИТИЕ ГЛАЗОМЕРА ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕИ ВРЕМЕНИ ТОЧНОЧТЬ И ТОНКОСТЬ В РАЗЛИЧЕНИИ ЦВЕТОВ, ЗВУКОВ
ДВИГАТЕЛЬНАЯ СФЕРА ОВЛАДЕНИЕ МОТОРИКОЙ МЕЛКИХ МЫШЦ УМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ, ДВИГАТЕЛЬНУЮ СНОРОВКУ.
КАКИЕ ТИПЫ УРОКОВ МЫ ЗНАЕМ? Тип урокаПримеры формулирования целей Урок знакомства с новым учебным материалом - учащиеся должны иметь представление о… - учащиеся должны иметь общее понятие о… -учащиеся должны распознавать… Урок усвоения нового материала -учащиеся должны понимать содержание… -учащиеся должны ориентироваться в причинно- следственных связях… -учащиеся должны уметь выявлять закономерности Урок формирования новых умений -учащиеся должны уметь применить знания в стандартной ситуации -учащиеся должны уметь самостоятельно выполнить задание… -учащиеся должны уметь раскрыть способ выполнения задания Урок закрепления нового материала -учащиеся должны знать… -учащиеся должны уметь( решить, провести анализ, сформулировать) -учащиеся должны уметь воспроизводить полученные знания Урок систематизации и обобщения учебного материала -учащиеся должны знать… -учащиеся должны уметь систематизировать Урок проверки и оценки знаний В зависимости от уровня контроля (знакомство, репродуктивный уровень, творческий уровень) -учащиеся должны уметь узнавать при внешней опоре -учащиеся должны уметь воспроизводить по образцу -учащиеся должны уметь воспроизводить по предложенному алгоритму… -учащиеся должны владеть компетенцией
Примеры формулирования целей: -учащиеся должны иметь представление о…. -учащиеся должны понимать… -учащиеся должны ориентироваться в причинно- следственных связях -учащиеся должны уметь применять свои знания -учащиеся должны распознавать и т.п.
Какие мы допускаем ошибки: Подмена цели содержанием «Познакомить учащихся с….»
Какие мы допускаем ошибки: Подмена цели методом обучения «Рассказать учащимся о…» «Показать учащимся….»
Какие мы допускаем ошибки: Подмена цели процессом деятельности « Учащиеся решают задачи…» «Учащиеся выполняют работу…»
Учителем должен быть выбран методически корректный вариант формулирование целей урока в зависимости от его типа. Учитель должен: Определять краткость, чёткость и простоту формулировки цели. Определять, чем вызвана постановка цели: требованиями учебной программы, интересом учащихся и т.д. Определять какова связь цели с темой урока, т.е. перспектива или цель Выяснять реальность достижения цели Определять отсутствие разрыва между целью и результатом ЧТО НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ?
Спасибо за внимание
Приложение к презентации
Познавательный (обучающий аспект цели) Развивающий аспект целиВоспитывающий аспект цели Обучение каждого ученика самостоятельно добывать знания - Развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика - Нравственные объекты, с которыми ученик вступает во взаимодействие на уроке -Формирование умений, обеспечивающих успешное выполнение деятельности - формирование навыков (действия, доведённые до автоматизма) - Развитие мышления -Развитие сенсорной сферы (глазомер, Ориентация в пространстве и времени, точность различения цвета, формы, звуков) - Развитие двигательной сферы(моторика) -«Другие люди», т.е. учитель, учащиеся, в общении с которыми формируется нравственные качества личности -«я», т.е. отношения к самому себе -«общество и коллектив» ВАЖНО! При планировании обучающей цели формулировать её через ожидаемый результат учащихся ВАЖНО! Один и тот же развивающий аспект цели целесообразно формулировать для нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы, ведь развитие ученика всегда медленнее, чем его обучение ВАЖНО! Кредо обучающей деятельности учителя – «Воспитывающее обучение» Особенности познавательного, воспитательного и развивающего аспектов цели
Алгоритм анализа цели урока 1.- определить краткость, четкость и простоту формулировки цели; 2.- определить, заложен ли в формулировке конечный результат, т. е. диагностична ли цель; 3.- определить, чем вызвана постановка цели: требованиями учебной программы, интересом учащихся и т. д.; 4.- какова связь цели с темой урока, т. е. перспективна ли цель; 5.- определить степень осознанности учителем цели; 6.- выяснить реальность достижения цели; 7.- определить соотносимость цели, содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности на уроке; 8.- определить отсутствие (наличие) разрыва между целью и результатом. 9.Учителю в повседневной практике приходится проводить уроки разных типов: уроки усвоения нового материала, уроки закрепления нового материала, уроки систематизации и обобщения учебного материала, уроки проверки и оценки знаний, комбинированные уроки и т. д. 10.Как же формулировать цели уроков разных типов? (Предлагается работа в группах.)