Здоровьесбережение в школе
Понятие здоровья – единство а с п е к т о в з д о р о в ь я.. соматического социального психологического интеллектуального духовного творческого
(греч. téchnē искусство, logos учение) Здоровьесберегающая технология - построение последовательности факторов, предупреждающих разрушение здоровья при одновременном создании системы благоприятных для здоровья условий. Здоровьесберегающие технологии позволяют: - сформировать социальную зрелость выпускника, - обеспечить возможность учащимся реализовать свой потенциал, - сохранить и поддержать физиологическое здоровье учащихся. Понятие технологии здоровьесбережения
Виды здоровьесберегающих технологий Защитно – профилактические: направлены на защиту детей от неблагоприятных для здоровья воздействий (санитарно – гигиенические требования, чистота, прививки, др.) Компенсаторно – нейтрализующие: используются для нейтрализации какого-либо негативного воздействия. (физкультминутки, витаминизация пищевого рациона и др.) Стимулирующие технологии: позволяют активизировать собственные ресурсы детского организма. (закаливание, физические нагрузки). Информационно – обучающие: призваны обеспечить уровень грамотности в вопросах здоровья.
возрастных особенностях детей, вариативности форм и методов обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе, культивировании знаний у учащихся по вопросам здоровья. Здоровьесберегающая технология обучения основана на:
-Психолого – педагогические технологии: связаны с работой учителя на уроке и воздействием на детей в течение классно – урочного времени. Педагогические технологии здоровьесбережения - Организационно – педагогические: определяют структуру учебного процесса, способствующую предотвращению переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний. - Учебно – воспитательные: включают программы, направленные на обучение грамотной заботе учащихся о своем здоровье, мотивацию их к здоровому образу жизни, на предупреждение вредных привычек, просвещение родителей и др.
Подходы ОУ к здоровьесбережению. -Индивидуальный подход концентрация усилий на учете особенностей каждого учащегося. -Дидактический первый план выступают учебные программы и уроки здоровья. - Событийный основное внимании уделяется конкурсам на тему здоровья и агитации -Проблемный все усилия на решение какой-то конкретной задачи: питания, двигательной активности, профилактики переутомления и т.д. -Физкультурный забота о здоровье школьников = забота об их физическом развитии.
Примеры технологий здоровьесбережения в школе
Психологические технологии Технологии: Психогимнастика Прогулки на природу Арт-педогогика Сказкотерапия Цветотерапия Музыкотерапия Игровая терапия Психологическая диспансеризация: выявление детей группы риска Эмоциональный комфорт: уголки настроения, дни радости Социальная адаптация Семейное консультирование Основная цель: укрепление психологического здоровья учеников - проведение психологической разгрузки; - групповая психокоррекция; -индивидуальное психологическое консультирование, - обучение приемам психосаморегуляции; - обучение стратегии и тактике межличностных отношений
Двигательная активность Задачи технологий: - коррекция нарушений осанки; - укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем посредством выполнения дозированных нагрузочных упражнений; - укрепление мышц и связок, развитие гибкости тела; - обучение спортивным оздоровительным технологиям. Технологии: - Адресные комплексы корректирующей физической культуры для детей с различными патологиями - Индивидуальные комплексы дыхательной гимнастики - Занятия на тренажерах - Пальчиковая гимнастика
Массаж - массаж; - методы мануальной терапии; - обучение мануальной и массажной терапии. Технологии: - Массаж общий - Самомассаж (для старших детей) - Точечный массаж
Водные процедуры Основная цель: укрепление здоровья посредством закаливания водой Технологии: - Контрастные водные ванны для рук и ног - Полоскание зева - Занятия в бассейне - Умывание прохладной водой - Циркулярный душ - Гидромассаж
Физиотерапия оздоровление методами лазерной, электромагнитной, электроимпульсной стимуляции. Офтальмологический кабинет Упражнения для глаз, направленные на укрепление и расслабление мышц глаза - Фитотерапия, - Ароматотерапия. «Сенсорная комната» - определенным образом организованная среда, в которой можно сконцентрироваться на восприятии отдельных чувств.
Наиболее доступные технологии Образовательные: - Проектная деятельность по тематике здоровья, - Обучающий курс по основам здоровьесбережения, - Фестивали, конкурсы здоровья, - Построение уроков с позиции здоровьесбережения: интерактивность, презентации, -Внедрение тематики здоровья в предметы -Обучение родителей Стимулирующие: - Секции. - Прогулки, -Питание Компенсаторные: - Физкультминутки, - Организация переменок, - Пальчиковая гимнастика, - Ранцы, - Корректирующая физическая культура
Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока. Критерии здоровье- сбережения Характерис-тикаРациональ- ный уровень Недостаточ-но рацио- нальный Нерацио- нальный Не более 10 мин мин.Более 15 мин. Средняя продолжи- тельность и частота чередова- ния видов деятельно- сти
Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока. Критерии здоровье- сбережения Характерис-тикаРациональ- ный уровень Недостаточ-но рацио- нальный Нерацио- нальный Количество видов учебной деятель- ности Виды учебной деятельности: опрос,письмо,чт ение,слуша- ние,рассказ, ответы на вопросы,рас- сматривание, списывание
Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока. Критерии здоровье- сбережения Характерис-тикаРациональ- ный уровень Недостаточ-но рацио- нальный Нерацио- нальный Количество видов пре- подавания Виды препода- вания: словесный, наглядный, самостоятель- ная или практическая работа, аудиовизуаль- ный Не менее 3-х 21
Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока. Критерии здоровье- сбережения Характерис-тикаРациональ- ный уровень Недостаточ-но рацио- нальный Нерацио- нальный Чередова-ние видов преподава- ния Плотность урока Количество времени, затраченное школьником на работу Не позже, чем через мин. Не менее 60% и не более 75-80% Через мин % Не череду- ются Более 90%
Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока. Критерии здоровье- сбережения Характерис-тикаРациональ- ный уровень Недостаточ-но рацио- нальный Нерацио- нальный На 20 и 35 минуте по 1 минуте из 3-х легких упражне-ний с 3-4 повторе- ниями каждого 1 физкульт- минутка с неправиль- ным содер- жанием или продолжи- тельностью Отсутст- вует Наличие, место, содержание и продолжи- тельность на уроке моментов оздоровле- ния Физкультми- нутки, динами- ческие паузы, гимнастика для глаз, массаж активных точек