Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему: «Правописание чередующихся гласных О и А в корнях –лаг-(-лож-),-рос- раст-(-ращ-)». Учитель русского языка и литературы МБОУ «Алан – Бексерская СОШ» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан
Правописание чередующихся гласных О и А в корнях –лаг-(-лож-),- рос- раст-(-ращ-)
Чередующиеся гласные зависят: От ударенияОт последующей буквы -гор-гар-: горел, нагар -лаг- лож-: прилагать, приложение -кас-кос-: касаться, коснуться -рос-раст-ращ-: росли, выращенный, растение
РАЗМИНКА 1. В каком слове ударение падает на третий слог? 1)расти 2)ростовщик 3)отрасль 4)росток
РАЗМИНКА 2. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня ? 1) прик..саться, обм..кивать, предуг..дать 2) г..релый, зар..стают, прит..щить 3) отр..сль, зам..рать, подп..лзти 4) заг..релый, к..снуться, р..стовщик
ПРОВЕРЬ СЕБЯ! 1) прикасаться, обмакивать, предугадать 2) горелый, зарастают, притащить 3) отрасль, замирать, подползти 4) загорелый, коснуться, ростовщик ОТВЕТ: 4)загорелый, коснуться, ростовщик
РАЗМИНКА 3.Отметьте ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква О. 1)пол..гать, пол..жить, прил..жение 2)предл..гать, сл..жение, сл..гать 3)пол..жить, ул..жить, изл..жение 4)сл..гаемое, пол..гаться, возл..жение
ПРОВЕРЬ СЕБЯ 1)полагать, положить, приложение 2)предлагать, сложение, слагать 3)положить, уложить, изложение 4)слагаемое, полагаться, возложение ОТВЕТ: 3)положить, уложить, изложение
РАЗМИНКА 4. Укажите ошибочное объяснение написания слова. 1)туЧ-существительное мн.ч., родительного падежа на шипящий, Ь не пишется. 2) граММатика- двойные согласные в корне. 3)рАстереть- пишется А, так как дальше следует сочетание СТ. 4)холщОвый-в суффиксе прилагательного под ударением пишется О.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ! ОТВЕТ: 3)рАстереть- пишется А, так как дальше следует сочетание СТ.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ Коснуться абажура, выгореть на солнце, уложить вещи, слагать стихи, доросли до небес, вырастала елка, журнал с приложением, возлагать ответственность, приехал из Ростова, газовая отрасль, ростки подснежников, выращивают растения, угарный газ, подростковый возраст.
РАБОТА С ТЕКСТОМ 1)Подр..стковый возр..ст характеризуется интенсивным р..стом.2)Действительно, никогда человек (не)р..стёт так бурно, как в этом возр..сте. 3)Во-первых, перестраивается опорно- двигательный аппарат:нар..стает мускульная сила. 4)Во-вторых, у подр..стка усиленно развивается грудная клетка и дыхательные мышцы.5)Р..стут лё(г,х)кие, увеличивается их объём и поверхность. 6)Таким образом, все направлено на то, чтобы потребность бурно растущего организма была удовлетворена.
Интенсивный - напряженный,усиленный. Бурно(растет) - резко, стремительно. СЛОВАРНАЯ РАБОТА
ОПРЕДЕЛИТЕ СТИЛЬ ТЕКСТА 1)художественный 2)научно-популярный 3)разговорный 4)официально-деловой
ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП РЕЧИ 1)Повествование 2)Описание 3)Рассуждение 4)Рассуждение и описание
ЗАДАНИЕ Укажите верную морфологическую характеристику слова ВОЗРАСТ(предложение1) 1)одушевленное существительное, средний род, 2-е склонение. 2)неодушевленное существительное, средний род, 1-е склонение. 3) неодушевленное существительное, мужской род, 1-е склонение. 4) неодушевленное существительное, мужской род, 2-е склонение
ЗАДАНИЕ Каким членом предложения является слово ПОДРОСТКОВЫЙ(предложение1)? 1)дополнение 2)определение 3)обстоятельство 4) сказуемое
ЗАДАНИЕ Укажите способ образования слова УСИЛЕННО(предложение4). 1)приставочный 2)приставочно-суффиксальный 3)сложение 4) суффиксальный
ЗАДАНИЕ В четвертом(4) предложении найдите имя существительное, относящееся ко 2-ому склонению. Напишите это существительное в форме именительного падежа.
ЗАДАНИЕ Во втором (2) предложении найдите одушевленное имя существительное. Напишите это существительное.
ЗАДАНИЕ В тексте найдите слова, правописание которых определяется правилом: «В корне –раст-ращ-рос- безударная А пишется перед СТ,Щ».
МОЛОДЦЫ, СПАСИБО!