Учитель биологии школа 30 Ядренцева И. Э.биологии Иным достался от природы Инстинкт пророчески-слепой Они им чуют, слышат воды... Ф.И. Тютчев
познакомить учащихся с особенностями строения рыб
Внешнее строение (лабораторная работа «Внешнее строение и передвижение рыб») Внутреннее строение рыб -строение нервной системы -пищеварительная система -дыхательная система -кровеносная система -выделительная система -половая система -оплодотворение Проверь свои знания
Факторы водная почвенная наземно- среды воздушная
Водная среда
Приспособления к водной среде обитания обтекаемая форма тела наличие слизи на теле плавники, ласты подкожный слой жира
Лабораторная работа. «Внешнее строение и особенности передвижения рыб»
Цель : выяснить, какие особенности внешнего строения рыбы, способствуют обитанию в водной среде Оборудование: аквариумные рыбы, рисунки учебника, слайды презентации
Ход работы. 1. Рассмотрите внешнее строение рыбы (используйте рисунок презентации и учебник) 2.Зарисуйте и подпишите рисунок в тетради 3.Ответьте на вопросы, заполнив таблицу что является приспособлением рыб к водной среде: 4. Сделайте вывод, что является приспособлением рыб к водной среде: ВопросОтвет
Внешнее строение рыбы голова туловище хвост рот ноздри глаза Спинной плавник Хвостовой плавник Жаберная крышка Боковая линия Грудные плавники Брюшной плавник Анальный плавник
1. Рассмотрите внешнее строение рыбы. 1. Рассмотрите внешнее строение рыбы. Какая форма тела у рыбы? Какая форма тела у рыбы? 2. Рассмотрите кожные покровы рыбы. Чем и как покрыта кожа рыбы? 2. Рассмотрите кожные покровы рыбы. Чем и как покрыта кожа рыбы? 3. Изучите покровительственную окраску тела рыбы. 3. Изучите покровительственную окраску тела рыбы. Для этого рассмотрите спинную и брюшную стороны тела рыбы. В чем разница в окраске спинной и брюшной стороны тела рыбы? 4. Изучите предупреждающую окраску тела рыбы Чем она отличается от покровительственной? 5. Определите тип окраски рыб: А) Б) А) Б)
1. Форма тела у рыбы преимущественно: А) сплюснутая в спинно - брюшном направлении Б) обтекаемая, что облегчает перемещение в воде В) округлая
2. Чем и как покрыта кожа рыбы? А) чешуй и слизью Б) чешуей, расположенной черепицеобразно и направленной от головы к хвосту, и слизью В) чешуей, не образующей сплошного покрова, и слизью
3. В чем разница в окраске спинной и брюшной стороны тела рыбы: А) брюшная часть светлее, чем спинная Б) одинаково В) спинная часть светлее, чем брюшная
5. Тип окраски рыб: Предупреждающая Покровительственная
ВопросОтвет Форма тела у рыбы Чем и как покрыта кожа рыбы В чем разница в окраске спинной и брюшной стороны тела рыбы Тип окраски обтекаемая, что облегчает перемещение в воде чешуей, расположенной черепицеобразно и направленной от головы к хвосту, и слизью брюшная часть светлее, чем спинная покровительственная
Что является приспособлением рыб к водной среде: А) чешуи, расположенной от головы к хвосту и налегающей одна на другую Б) наличия хорды В) наличия черепа Г) слизи, покрывающей чешую Д) покровительственная окраски Е) замкнутой кровеносной системы Ж) плавников
Выводы Рыбы хорошо приспособлены для жизни в воде. Имеют обтекаемую форму, плавники, обеспечивающие движение в воде. Чешуя расположена от головы к хвосту, тело покрыто слизью. Окраска различная, помогает скрываться, нападать, подражать. Рыбы могут реагировать на различные раздражители.
Скелет рыбы состоит из большого числа костей. Его основу составляет позвоночник. Образованный 39 – 42 позвонками. Каждый позвонок состоит из тела и верхней дуги. В туловищном отделе у позвонков есть ребра. Спереди с позвонком прочно сочленён скелет головы – череп. Скелет есть и в плавниках. Скелет имеет большое значение: он служит опорой для мышц и защитой для внутренних органов. Самые сильные мышцы на спинной стороне туловища и в хвостовом отделе. позвоночник череп скелет плавников
Центральная нервная система рыб имеет вид трубки. Её задний отдел – спинной мозг расположен в канале позвоночника. Передняя часть нервной трубки видоизменена в головной мозг, защищенный костями черепа. В головном мозге различают отделы: передний мозг, промежуточный, средний, мозжечок и продолговатый. Все отделы имеют большое значение в жизни рыб: мозжечок управляет координацией движений и равновесием. Продолговатый мозг постепенно переходит в спинной. Он играет большую роль в управлении дыханием, кровообращением, пищеварением и другими функциями организма. Головной мозг Спинной мозг передний промежуточный средний мозжечок продолговатый
Безусловные Условные Если к рыбе прикоснуться, она моментально метнется в сторону. Столь же быстр её ответ на вид пищи. При виде пищи возбуждение идет по зрительному нерву в центральную нервную систему и сейчас же по двигательным нервам возвращается от неё к мускулам. Механизм подобных ответов организма врожденный – такие рефлексы называют безусловными. У всех животных одного вида они одинаковы и передаются по наследству. Если кормление рыбы в аквариуме сопровождается какими – либо действиями ( условиями), например зажиганием лампочки или постукиванием по стеклу, то через некоторое время такой сигнал начинает привлекать рыб сам по себе, без подкормки. На подобные сигналы у рыб вырабатываются приобретенные, или условные, рефлексы, возникающие при определенных условиях, не передаются по наследству, индивидуальны, вырабатываются в течение всей жизни животного.
Хищные рыбы питаются различными водными животными, в том числе и рыбами других видов. Свою добычу раба захватывает и удерживает острыми зубами, сидящими в челюстях. После заглатывания пища проходит через глотку и пищевод в желудок, который обладает способностью растягиваться. Микроскопические железы стенок желудка выделяют желудочный сок. Затем пища проходит в тонкую кишку, где на неё действует сок поджелудочной железы и желчь печени. Питательные вещества проникают через стенки в кровь, а непереваренные остатки поступают в заднюю кишку и выбрасываются наружу. Плавательный пузырь образуется у зародыша рыбы как вырост кишечника на спинной стороне и служит для плавучести рыб. глотка рот пищевод печень желудок кишечник плавательный пузырь
Окунь – хищник. Он питается другими видами рыб. При виде добычи возбуждение от глаза идет по зрительному нерву в центральную нервную систему. А оттуда по двигательным нервам возвращается к мускулам.
Рыба дышит кислородом, растворенным в воде, постоянно заглатывая воду. Из ротовой полости вода проходит через жаберные щели, которыми пронизаны стенки глотки, и омывает органы дыхания – жабры. Они состоят из жаберных дуг, на каждой из которых с одной стороны сидят ярко – красные жаберные лепестки пронизаны капиллярами и через них происходит газообмен), а с другой – беловатые жаберные тычинки (цедильный аппарат). Снаружи жабры прикрыты жаберными крышками, чтобы не высыхали. Жаберная дуга Жаберные лепестки Жаберные тычинки
Кровеносная система рыб замкнутая. Она состоит из сердца и сосудов. Сердце рыб двухкамерное. Оно состоит из предсердия и желудочка, мускульные стенки которого поочередно сокращаются. Из предсердия кровь выталкивается в желудочек, а из него в крупную артерию – брюшную аорту. Обратному движению крови препятствуют клапаны. Брюшная аорта направляется к жабрам. Там кровь имеет темный цвет так как она венозная – насыщенная углекислым газом. В жабрах происходит газообмен и в сосудах, отходящих от жабр течет кровь артериальная (насыщенная кислодородом). Она собирается в спинную аорту. Которая тянется вдоль тела под позвоночником. сердце брюшная аорта спинная аорта предсердие желудочек
В верхней части полости тела лежат две лентовидные красно - бурые почки. В капиллярах почек из крови отфильтровываются продукты распада, образующие мочу. По двум мочеточникам она проходит в мочевой пузырь. Открывающийся наружу позади анального отверстия. почка мочеточник Мочевой пузырь
Рыбы большинства видов – раздельнополые животные и имеют, как правило, парные половы железы. При вскрытии полости тела самца обнаруживаются два продолговатых молочно – белых семенника. В полости тела самки находятся два продолговатых яичника. Протоки от семенников и яичников открываются, как правило, самостоятельным отверстием. В период размножения яичники рыб содержат икринки, а семенники – развитые сперматозоиды. самка самец семенники протоки отверстие
Самка окуня выметывает склеенную в виде лент икру на водные растения
Каждая из лент содержит огромное множество икринок
яйцеклетка Самцы в это время извергают молоки. Подвижные сперматозоиды подплывают к икринкам и проникают в них сперматозоид
Оплодотворенная икринка начинает делиться и образуется многоклеточный зародыш.
Зародыш растет и вскоре покидает оболочку икринки, превращаясь в личинку. Личинка питается и растет, и становится похожей на взрослую рыбу. Её называют мальком. Он растет сравнительно быстро: примерно через 2 месяца тело его бывает длиной 2 см, а через год молодой окунь вырастает до 10 см.
Личинки и мальки рыб имеют множество врагов. Много личинок гибнет при неблагоприятных условиях среды. Много икры бывает неоплодотворенной или поедается различными животными. Поэтому рыбы в природе сохраняются благодаря их большой плодовитости или развитой заботе о потомстве.
Самка речного окуня откладывает 200 – 300 тыс. икринок
К рыбам, которые не откладывают много икры, но проявляют большую заботу о потомстве относятся колюшка и макропод. Они строят гнезда и охраняют яйца в них.
Некоторые виды рыб не откладывают икру, а рождают личинок, например, аквариумные гуппи и меченосцы.
К типуХордовые относятся многоклеточные двустороннесимметричные животные Хорда (осевой скелет) – это эластичный опорный тяж. Большинство хордовых имеют хорду только на этапах зародышевого развития. Центральная нервная система расположена на спинной стороне тела. Кровеносная система замкнута; сердце или сосуд его заменяющий (у ланцетника), расположены на брюшной стороне тела. Рыбы – исключительно водные животные. Головной мозг состоит из пяти отделов. Дыхание жаберное. Сердце духкамерное. Конечности имеют форму плавников.
Домашнее задание: 1. Учебник Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. 7 кл. Многообразие живых организмов. М.: Дрофа, 2000г ( 176 – 179 учить на пересказ); 2.Сообщения (темы выдать индивидуально)
О рыбах много знаем мы, И в то же время мало; И нужно всем: и вам, и нам, Чтоб их побольше стало!