Коррекция речевых нарушений путём развития мелкой моторики рук.Коррекция речевых нарушений путём развития мелкой моторики рук. Подготовила воспитатель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация на тему: Консультация для родителей: «Развиваем пальчики стимулируем речевое развитие» Моя педагогическая инициатива – 2012
Advertisements

Консультация для родителей «Развиваем руки». Подготовили воспитатели 1 младшей группы «А» Кузнецова О.И. Яковлева Н.Б.
ЧТОБЫ ЧЁТКО ГОВОРИТЬ, НАДО С ПАЛЬЦАМИ ДРУЖИТЬ! Рекомендации: Если ребенок не испытывает интереса к занятию, лучше его отложить или заменить другим. Не.
Как подготовить ребёнка к школе?. 2 «Развитие мелкой моторики » Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В.А. Сухомлинский.
Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Английский психолог Д.
Консультация для родителей по развитию мелкой моторики Подготовлена воспитателем ГБДОУ 57 Фрунзенского района Мелеховой Светланой Витальевной.
1 Развитие мелкой моторики Подготовила учительДСФМШ17 О.А.Соколова Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В.А. Сухомлинский.
Учитель-логопед Ковылина С.А. Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
1 Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у ребенка дошкольного возраста» Материал подготовили: учитель-логопед Шейкина А. Е. педагог-психолог.
1 «Развитие мелкой моторики на занятиях с педагогом-психологом» Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В.А. Сухомлинский.
Воспитатель: Свинцова Е.А. МКДОУ ДС «Колокольчик» п. Пурпе ЯНАО.
Педагогический совет 3 МДОУ Детский сад комбинированного вида 25 «Развитие мелкой моторики рук при подготовке детей к обучению грамоте и письму» Подготовил.
Влияние мелкой моторики на развитие речи ребенка дошкольного возраста. Воспитатель МБДОУ ДС 5 Григалюнас Е.А.
Методический семинар Тема: Большие возможности мелкой моторики Подготовила: Новокрещенова Ирина Григорьевна воспитатель первой квалификационной категории,
«Играем пальчиками – развиваем речь» «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А.Сухомлинский подготовила Воспитатель Богданова И.Н. МБДОУ «Токтайбелякский.
Нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани Дальше Вода Игры на кухне Карандаши, счетные палочки Конструктор, мозаика Песок Куклы Бумага Разные материалы Крупа,
Фото рекомендации для родителей. Составили: воспитатели гр. 3 Васильева Ж.В., Морозова Е.В.
Воспитатель: Борискина Е. Л.. Совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий пальцев рук.
В вашей семье ребенок не говорит или говорит очень плохо? Как отнестись к этому явлению? Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо уже.
Как подготовить ребёнка к школе? Автор: Корытникова Елена Юрьевна учитель начальных классов МБОУ «СОШ 17» г. Усолье-Сибирское.
Транксрипт:

Коррекция речевых нарушений путём развития мелкой моторики рук.Коррекция речевых нарушений путём развития мелкой моторики рук. Подготовила воспитатель дошкольного отделения МС(к)ОУ VIII вида Копейского городского округа Самохвалова Светлана Васильевна.

Один мудрец сказал: Ребенок это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который нужно зажечь.

Влияние мануальных ручных действий на развитие головного мозга известно еще со 2 века до н.э. в Китае. По мнению известного философа Канта «Рука это выдвинувшийся вперед человеческий мозг.» У нас на Руси известны игры «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и др.Большая часть двигательной(моторной) коры больших полушарий головного мозга участвует в мышечных движениях гортани языка рта челюсти. Именно эти органы формируют речь. Известно что мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование психических функций. В.А.Сухомлинский утверждал «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В.А.Сухомлинский утверждал «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Исследования отечественных физиологов подтвердили связь развития руки с развитием мозга. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики рук соответствует развитию высших корковых функций(память, внимание, мышление, воображение, наблюдательность). Таким образом развитие мелкой моторики - это один из способов развития речи детей с ОВЗ и обучение социализации в обществе.

Одной из причин нарушений речи детей с ОВЗ является плохое развитие мелкой моторики рук. Работая с детьми нужно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. При ряде речевых нарушений у детей наблюдается выраженная в разной степени моторная недостаточность и соответственно отклонения в движениях пальцев рук. В системе работы по обучению и воспитанию таких детей нужно предусматривать усиленную коррекционную деятельность.

Цель коррекционной работы по развитию мелкой моторики: Коррекция недоразвития речи у детей путем развития мелкой моторики. Формирование координации, силы тонких движений, навыка выполнения действий с предметами. Подготовка к обучению в школе. Коррекция недоразвития речи у детей путем развития мелкой моторики. Формирование координации, силы тонких движений, навыка выполнения действий с предметами. Подготовка к обучению в школе.

Задачи: Развитие пальчиковой моторики используя серии последовательных движений, которые развивают и совершенствуют произвольное внимание и автоматизацию действий.Развитие пальчиковой моторики используя серии последовательных движений, которые развивают и совершенствуют произвольное внимание и автоматизацию действий. Ритмическая организация движений, оказывающая положительное влияние на совершенствование слухо-зрительно -двигательной координации движений у старших дошкольников.Ритмическая организация движений, оказывающая положительное влияние на совершенствование слухо-зрительно -двигательной координации движений у старших дошкольников. Усложнение заданий за счет увеличения числа переключений и ускорения ритма.Усложнение заданий за счет увеличения числа переключений и ускорения ритма. Выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов.Выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов. Развитие способности лучшей ориентации в условиях пространства листа бумаги и подготовки руки к письму.Развитие способности лучшей ориентации в условиях пространства листа бумаги и подготовки руки к письму.

Принципы реализации: Принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение занятий.Принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение занятий. Принцип доступности заданий.Принцип доступности заданий. Принцип систематичности знаний, предусматривающий определенную частоту.Принцип систематичности знаний, предусматривающий определенную частоту. Принцип закрепления усвоенного с привлечением других педагогов.Принцип закрепления усвоенного с привлечением других педагогов.

Механизм реализации: Работа по формированию умелости может проходить во время занятий и в свободное время,в виде индивидуальной работы и регулярно. Запускать пальцами мелкие волчки.Запускать пальцами мелкие волчки. Разминать пальцами пластилин, глину, тесто.Разминать пальцами пластилин, глину, тесто. Катать пальцами разные камешки мелке бусы поочередно.Катать пальцами разные камешки мелке бусы поочередно. Сжимать и разжимать кулачки(бутончик цветка, который раскрывается и закрывается.)Сжимать и разжимать кулачки(бутончик цветка, который раскрывается и закрывается.) Делать мягкие кулачки, которые можно разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие которые не разожмешь.Делать мягкие кулачки, которые можно разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие которые не разожмешь. Двумя пальцами «ходить» по столу то быстро то медленно поочередно разными руками.Двумя пальцами «ходить» по столу то быстро то медленно поочередно разными руками. Показать пальцы: один,два, три и т.д.Показать пальцы: один,два, три и т.д. Махать в воздухе только пальцами.Махать в воздухе только пальцами. Кистями рук делать фонарики.Кистями рук делать фонарики. Хлопать в ладоши то тихо то громко.Хлопать в ладоши то тихо то громко. Собирать все пальцы в щепотку.Собирать все пальцы в щепотку. Нанизывать пуговицы или бусины на нить.Нанизывать пуговицы или бусины на нить.

Наматывать нить на пальчик.Наматывать нить на пальчик. Завязывать узлы на веревке, перебирать веревку с узлами.Завязывать узлы на веревке, перебирать веревку с узлами. Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками. Выкладывание из пуговиц, семян,с крепок, узоров.Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками. Выкладывание из пуговиц, семян,с крепок, узоров. Закручивать шурупы и гайки.Закручивать шурупы и гайки. Игры с конструкторами,лего,мозаикой, кубиками.Игры с конструкторами,лего,мозаикой, кубиками. Складывание матрешек, вкладышей.Складывание матрешек, вкладышей. Игры с песком и водой.Игры с песком и водой. Резание ножницами.Резание ножницами. Рисование в воздухе, выкладывание шнурком изображения, спичками, счетными палочками.Рисование в воздухе, выкладывание шнурком изображения, спичками, счетными палочками. Рисование на песке и крупе.Рисование на песке и крупе. Разбор нескольких видов крупы.Разбор нескольких видов крупы. Мять руками поролоновые губки, поролоновые шарики.Мять руками поролоновые губки, поролоновые шарики. Рисование, штриховка, раскрашивание.Рисование, штриховка, раскрашивание. Поочередное перекладывание предметов: треугольники, квадраты, круги.Поочередное перекладывание предметов: треугольники, квадраты, круги. Написание букв,изображений по трафарету.Написание букв,изображений по трафарету. Сжимание разжимание пальцев обеих рук поочередно, одновременно. Сжимание резиновых мячей пальцами и всей рукой.Сжимание разжимание пальцев обеих рук поочередно, одновременно. Сжимание резиновых мячей пальцами и всей рукой.

Круговые движения кистями. Касание пальцами друг друга по очереди.Круговые движения кистями. Касание пальцами друг друга по очереди. Бросание и удары мяча.Бросание и удары мяча. Перекатывание в руках карандаша.Перекатывание в руках карандаша. Шнуровка.Шнуровка. Сложить салфетку вчетверо. Выщипать двумя пальцами полукружья со сгибов. Затем развернуть ее.Сложить салфетку вчетверо. Выщипать двумя пальцами полукружья со сгибов. Затем развернуть ее. «Футбол». Каждым пальцем отстреливать поочередно шарик на ниточке.«Футбол». Каждым пальцем отстреливать поочередно шарик на ниточке. Перебирание фантиков от конфет.Перебирание фантиков от конфет. Сортировка мелких предметов с помощью пинцетаСортировка мелких предметов с помощью пинцета Просеивание. Миска с пшеном и спрятанными там предметами.Просеивание. Миска с пшеном и спрятанными там предметами. Перекладывание ложкой. Втыкать кнопки в пенопласт.Перекладывание ложкой. Втыкать кнопки в пенопласт. Прищепки на горизонтальной и вертикальной основе.Прищепки на горизонтальной и вертикальной основе. Рамки с липучками.Рамки с липучками. Массажные кольца.Массажные кольца. Сенсорные модули: счеты, выключатель, крючки для развешивания, щетки различной жесткости, горизонтальная перетяжка, диск от телефона, прорези зигзаг для ведения игрушки. Рычаги, ребристые поверхности, поверхности различного качества, баночки с крышками различного цвета, мягкий конструктор с петельками и пуговицами.Сенсорные модули: счеты, выключатель, крючки для развешивания, щетки различной жесткости, горизонтальная перетяжка, диск от телефона, прорези зигзаг для ведения игрушки. Рычаги, ребристые поверхности, поверхности различного качества, баночки с крышками различного цвета, мягкий конструктор с петельками и пуговицами. Шарик на ниточке. Натягивание резинки «Геоконт».Шарик на ниточке. Натягивание резинки «Геоконт».

Активизация мелких мышц: а) Округлить пальцы, напрячь, твердое соприкосновение подушечек пальцев (купол). б) Сцепляй мизинцы, указательные пальцы соединяй домиком, соединяй большие пальцы и пружинистые движения всей конструкцией. в) Дополнительная рука перед собой с выставленным большим пальцем, ведущая рука обхватывает этот палец – накрыли крышечкой.

Разминка: Выбрасывание пальчиков а) В прятки пальчики играли И головки убирали, Вот так, вот так, И головки убирали. б) 1,2, 3,4,5. Мы грибы идем искать. Вот мизинчик в лес пошел, Безымянный – гриб нашел. Средний пальчик чистить стал, Указательный – скакал, Большой палец все съел, От того и потолстел.

«Была лужа и нет ее». Это упражнение имеет и воспитательное значение. Переносить губкой воду в емкость.«Была лужа и нет ее». Это упражнение имеет и воспитательное значение. Переносить губкой воду в емкость. «Открой и закрой». Предложить много баночек разной емкости с разными крышками. Предложить раскрыть их и потом закрыть, правильно подобрать крышки к емкостям.«Открой и закрой». Предложить много баночек разной емкости с разными крышками. Предложить раскрыть их и потом закрыть, правильно подобрать крышки к емкостям. « Смети но не просыпь». Щеткой сметать со стола на совок, не уронив ничего на пол.« Смети но не просыпь». Щеткой сметать со стола на совок, не уронив ничего на пол. «Ну ка вылови» выловить из воды предмет ложкой.«Ну ка вылови» выловить из воды предмет ложкой. «Готовим лекарство». Дать возможность растворить в воде вещества которые окрашивают воду.«Готовим лекарство». Дать возможность растворить в воде вещества которые окрашивают воду. Шершавые буквы. Это пособие можно использовать и на ощупь. чтоб ребенок отгадал букву либо цифру.Шершавые буквы. Это пособие можно использовать и на ощупь. чтоб ребенок отгадал букву либо цифру. Подобрать лоскутки ткани к платью.Подобрать лоскутки ткани к платью. Сортировка орехов, ракушек, геометрических форм.Сортировка орехов, ракушек, геометрических форм. Составление разрезных картинок.Составление разрезных картинок.

Совершенствование моторики, развитие конструктивной деятельности, следовательно происходит развитие всех психических функций. Работа по развитию мелкой моторики способствует речевому развитию, что в конечном счете позволит успешнее подготовить детей с ОВЗ к обучению в школе.

Используемая литература: Безруких М.М. Филиппова Т.А. Тренируем пальчики. Дрофа 2000 г. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. Под редакцией С.С. Ляпидевского и В.И Селиверстова. Просвещение 1968 г. Гаврина С.Е. и В.И. Кутявина Н.П. Развиваем руки –чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Ярославль, Академия развития 1997 г. Галкина В.Б. Хомутова Н.Ю. использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи. Дефектология 1999г.с Кольцова М.М. Пальчиковый игротреннингСпб 1998 г. Лурия А.Р. О генезисе произвольных движений Вопросы психологии 1957