Запрос родителей на инклюзивное образование: потребности, мифы, проблемы (результаты Мониторинга потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании) Гращенкова Елена Леонидовна Научный сектор «Мониторинг инклюзивных процессов в образовании» ГРЦ ИПИО МГППУ
Цель мониторинга - получение аналитической информации о потребности детей с ОВЗ в инклюзивном образовании в Москве Вопросы, на которые отвечает мониторинг: существует ли потребность в инклюзивном образовании у детей с ОВЗ, насколько она выражена? каковы особенности образовательных потребностей детей с ОВЗ, которые в самое ближайшее время придут в московские школы? в какой мере родители детей с ОВЗ ориентированы в удовлетворении этих потребностей на инклюзивное образование и выбирают соответствующие условия образования?
Выборка Объём выборки – 621 человек Респонденты – родители детей дошкольного возраста. 485 (80%) родителей детей с ОВЗ – целевая группа выборки; 136 (20%) родителей детей возрастной нормы.
Дошкольные образовательные учреждения: комбинированные (инклюзивные) группы (22 ОУ), группы компенсирующей направленности (12 ОУ). Лекотеки (3). Центры психолого-педагогического и медико- социального сопровождения (4). База мониторингового исследования: Центральный АОСеверо-Западный АО Западный АОСеверо-Восточный АО Северный АОЗеленоградский АО
Мониторинг потребности детей с ОВЗ в инклюзивном образовании ПараметрыПоказатели Отношение к совместному обучению и осведомленность родителей об инклюзивном образовании Ценностное отношение родителей к совместному обучению обычных детей и детей с ОВЗ Знание родителей о том, что такое инклюзивное образование Осведомленность родителей в правовых вопросах инклюзивного образования Осведомленность родителей об имеющихся территориальных возможностях выбора образовательного учреждения для своего ребенка Образовательные потребности детей Трудности, которые ребенок испытывает в образовании Виды помощи специалистов, которые получает ребёнок в настоящее время Предпочтение в выборе типа образовательного учреждения Ожидания родителей, связанные с будущим образованием ребёнка Ожидаемый результат обучения их ребенка в школе Прогнозируемые трудности в процессе обучения ребенка в школе Запрос на специальные условия образования
Отношение к идее инклюзивного образования (данные по группе детей с ОВЗ)
Знание родителей о том, что такое «инклюзивное образование» (данные по группе детей с ОВЗ)
Предпочтения в выборе типа образовательного учреждения (данные по группе детей с ОВЗ) массовая школа, где созданы специальные условия для детей с особенностями развития (35%) массовая общеобразовательная школа (26%) специальная (коррекционная) школа (21%) школа с углубленным изучением каких-либо предметов (14%) частная школа с индивидуальным обучением (3%) школа надомного обучения (1%)
Выбор типа образовательного учреждения (данные по подгруппам детей с ОВЗ) Родители детей-инвалидов: массовая школа, где созданы специальные условия для детей с особенностями развития (45%) специальная коррекционная школа(39%) массовая общеобразовательная школа(8%) другие типы образовательных учреждений(8%) Родители детей с хроническими заболеваниями: массовая общеобразовательная школа(37%) массовая школа, где созданы специальные условия для детей с особенностями развития (29%) другие типы образовательных учреждений(34%)
Осведомленность родителей об имеющихся территориальных возможностях выбора ОУ для своего ребенка (данные по группе детей с ОВЗ) 44% - инклюзивная школа, 27% - массовая общеобразовательная школа. 39% - инклюзивная школа 33% - специальная (коррекционная) школа. 37% - массовая общеобразовательная школа, 28% - инклюзивная школа.
Прогнозируемые родителями трудности обучения ребенка в школе (данные по группе детей с ОВЗ) 22%- в усвоении учебного материала на уровне остального класса 22% - в адаптации к школе, в привыкании к режиму, быту и др. 19%- в обучении в одном темпе со всеми детьми класса 17%- в управлении своим поведением, эмоциями 13%- в построении отношений с другими детьми
Запрос на специальные условия образования (данные по группе детей с ОВЗ) На существование в школе специальных образовательных условий рассчитывают 88% родителей детей с ОВЗ:
Ожидаемый результат обучения ребенка в школе (данные по группе детей с ОВЗ) освоение школьной программы и возможность продолжить обучение в колледже и вузе 43% жизненные навыки, умения легко адаптироваться, жить в современном обществе 29% развитие способностей ребёнка11% получение знаний и умений, которые помогут получить работу сразу после школы 9% опыт общения и построения отношений с разными детьми и взрослыми 8%
Предложения в рекомендации круглого стола: обучение специалистов технологиям мониторинга в образовании; систематическое проведение мониторингов в учреждениях образования Москвы.