Технология построения урока на основе ИКТ (теоретический семинар)
Глоссарий (трактовка терминов по книге Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств.) Информационные технологии (ИТ) Совокупность систематических и массовых способов и приёмов обработки информации во всех видах человеческой деятельности с использованием современных средств связи, полиграфии, вычислительной техники, программного обеспечения Информационные образовательные технологии Все технологии в сфере образования, использующие специальные технические информационные средства для достижения педагогических целей. Информационно- коммуникационные технологии (ИКТ) Технологии с использованием телекоммуникации Компьютерные технологии обучения Процессы подготовки и передачи информации обучаемому, главным средством осуществления которых является компьютер
Основные позиции применение средств ИКТ в предметном обучении Использование педагогических программных средств Деятельность учителя, управляющего этими средствами Повышенная мотивация и активность обучающихся, вызванная интерактивными свойствами компьютера
Классификационные параметры технологии (по Г.К. Селевко) По уровню и характеру применения: отраслевая, частнопредметная; По методологическому подходу: информационная, культурологическая, системная; По характеру содержания: конкретно-предметная, адаптивная По преобладающим методам: программированное обучение + интерактивные; По организационным формам: индивидуальные и групповые; По преобладающим средствам: информационно- компьютерные + программные
Акцент целей Формирование новой педагогической культуры Реальное использование информации, содержащейся в программных продуктах Рациональная организация и оптимизация познавательной деятельности Индивидуализация обучения Повышение эффективности обучения Использование компьютерных средств в качестве инструмента познания
Концептуальные положения Компьютерные средства и ИТ значительно влияют на дидактический процесс, повышая его эффективность Информационный подход к педагогическому процессу Принцип педагогической целесообразности в применении ИК средств в учебном процессе Принцип оптимизации в использовании ИК средств Интеграция ИТ с педагогическими Интерактивный характер общения «человек - компьютер» Принцип охраны здоровья детей при использовании ИК средств
Методические особенности Главной компетенцией учителя становится роль консультанта и помощника, а не транслятора знаний Возможность выбора режима технологических парадигм (репродуктивный, интерактивный, развивающий) Пространство компьютерной поддержки создаёт условия для индивидуализации учебного процесса в различных видах Компьютер может использоваться на всех этапах обучения
Алгоритм разработки компьютерного учебного проекта
Требования к содержанию и организации проведения компьютерного учебного проекта Связь с программой и учебным планом Содержание проекта Оригинальность Мультимедийные средства Графический дизайн Организация применения проекта в ОУ
Технология проведения компьютерного урока Определение дидактических частей урока и распределение времени в зависимости от типа урока. 100% времени урока – компьютерное обучение, частичное использование – компьютерный урок. Новаторский подход делает урок более эффективным и активным в силу обращения к ряду каналов восприятия «текст – звук – видео - цвет».
Этапы проектирования компьютерного урока 1. Составление календарно-тематического планирования изучения темы, в которой использование средств ИКТ оптимально распределены по темам. 2. Составление временной структуры конкретного урока, в котором отобранные программные средства выстроены в соответствии с типом урока и его целями. 3. Составление сценария урока в форме презентации, в которой интегрированы содержательные и технологические характеристики материала.
Пользовательские умения учителя Работа с текстамиСоздание и редактирование текста в формате Word Работа со звукомНаличие звуковой карты и колонок Работа со статическим изображением Подбор необходимых иллюстраций: сканирование иллюстраций с бумажных носителей; составление коллажей, схем, рисунков; соединение изображения со звуком; создание презентаций в программе Power Point Работа с видеоинформацией Работа с источниками видеоизображения Получение информации из Интернета Вход в Интернет; навигация, поиск нужной информации; представление информации