МОУ Заозёрная средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов 16 Научно-методическое сопровождение проектов и программ экологического образования в школе Авторы: Макаревич А.А. учитель экологии; Абакумова Н.Н., к.п.н., доцент ТГУ
А К Т У А Л Ь Н О С Т Ь Современный этап развития российского общества требует пересмотра в образовательной политике места экологическому образованию, основанному на инновационных, экспериментальных и исследовательских разработках. Школа сегодня должна предоставить такие условия обучения и воспитания молодого поколения, которые позволят ему иметь социальную мобильность, легко входить в глобализированный мир и открытое информационное сообщество, быть способным к самоорганизации и быть востребованной личностью.
А К Т У А Л Ь Н О С Т Ь Экология в школе относится одновременно и к естественнонаучному и гуманитарному циклу. Поэтому ее содержание позволяет решать социальные и нравственные проблемы в образовательной среде. В условиях модернизации системы образования, внедрение в практику новых образовательных технологий и системы непрерывного экологического образования сталкивается с рядом профессиональных проблем: инновационная деятельность педагогов – экологов идет без определенного механизма управления и мониторинга экологическим образованием.
Ц Е Л Ь и задачи проекта Создание оптимальных организационных условий, обеспечивающих панорамное вхождение ОУ в экологическое образование - Обеспечение ресурсной поддержки выдвинутых инициатив через научное, консалтинговое, экспертное, информационное сопровождение экспериментальной деятельности образовательных учреждений; - оказание помощи в организации публикаций исследовательских и научно-практических материалов в сборниках научно- практических конференций;
Координационная служба Создание аналитико-прогностической системы: формирование банков данных методического, экспертного, аналитического характера; Создание системы консультационного сопровождения: мотивация повышения профессионального мастерства, активности в педагогической деятельности, стремление к позитивным изменениям в образовательном пространстве;
Координационная служба Создание системы диагностики и мониторинга: разработка диагностического инструментария для отслеживания динамики инновационных процессов в экологическом образовании, обобщение данных в опытно- экспериментальной работ и развитие сетевого взаимодействия. Создание системы непрерывного методического сопровождения экологического образования в школе.
Стратегические задачи Стимулирование, развитие и поддержка педагогических инициатив по экологическому образованию в образовательном пространстве города, области на административном, научно- методическом, психолого-педагогическом уровнях. Создание условий для реализации изменений в практике экологического образования: способы мотивирования и поощрения проявленных инициатив, организация тематических консультаций и семинаров, определение способов презентации и тиражирования позитивного опыта педагогов.
Стратегические задачи Обеспечение непрерывного профессионального развития педагогов за счет разных форм: повышение квалификации, включение в творческие группы, сотрудничество с ВУЗами г. Томска. Развитие культуры обобщения педагогического опыта по экологическому образованию в разных формах: оформление авторских программ, научно- исследовательских тестов, материалов для публикации в сборниках научно-методических статей и СМИ.
Ожидаемые результаты Предлагаемая система экологического образования позволяет эффективно влиять на: - расширение сетевой структуры образования; - появление новых партнеров в сфере образования; - систематизацию и упорядочивание информации по развитию инновационных процессов в образовательном пространстве города и области; - оптимизировать управленческую и научно- методическую деятельность;