Методические рекомендации для учителей
Основой образовательной деятельности в образовательном учреждении является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и навыки, подлежащие усвоению по учебным предметам и дисциплинам. Она включает перечень тем и их содержание, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения.
Примерная ( типовая ) учебная программа Примерная ( типовая ) учебная программа Авторская программа Авторская программа Рабочая программа Рабочая программа
Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, может использоваться при тематическом планировании учебного курса. Примерная программа определяет инвариантную ( обязательную ) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования
Документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса. Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для Авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений Авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация.
Учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определенного класса ( группы ), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т. п.
титульный лист ; титульный лист ; пояснительная записка ; пояснительная записка ; требования к уровню подготовки учащихся ; требования к уровню подготовки учащихся ; учебно - тематический план ; учебно - тематический план ; содержание программы учебного курса ; содержание программы учебного курса ; средства контроля ; средства контроля ; учебно - методические средства обучения. учебно - методические средства обучения.
Полное наименование образовательного учреждения ; гриф утверждения программы ; название учебного курса ; Ф. И. О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс ; класс ( параллель ), которым изучается учебный курс ; год составления программы.
Название, автор и год издания конкретной программы ( примерной, авторской ), на основе которой разработана Рабочая программа ; цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений ( задачи формулируются в соответствии со стандартом и с учетом данного образовательного учреждения ); изменения, внесенные в примерную и авторскую программу, и их обоснование ; количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т. ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований ; особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков. Пояснительная записка должна быть лаконичной.
представляют собой описание целей - результатов обучения, выраженных в действиях учащихся и реально опознаваемых с помощью какого - либо инструмента. Данный перечень целей - результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности. Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает государственный образовательный стандарт общего образования и учебная программа ( примерная или авторская ), на базе которой разрабатывается Рабочая программа. Поэтому требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Рабочей программе, должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и учебной программе, принятой за основу.
отражает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов по разделам и темам, определяет проведение зачетов, контрольных, практических и других видов работ за счет времени, предусмотренного максимальной учебной нагрузкой. Составляется учебно - тематический план на весь срок обучения ( обычно на учебный год ). Учебно - тематический план оформляется в виде таблицы.
включает реферативное описание каждого раздела согласно нумерации в учебно - тематическом плане. Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания.
включают систему контролирующих материалов ( тестовых материалов, контрольных работ, вопросов для зачета и др.) для оценки освоения школьниками планируемого содержания, представленного в виде перечня действий учащихся как целей - результатов обучения. Количество контролирующих материалов определяется учебно - тематическим планом. Так, если учебно - тематический план предусматривает проведение 5 контрольных работ, то и к Рабочей программе прилагается 5 пакетов контрольных работ. Письменные контролирующие материалы могут включать кодификатор ( спектр проверяемых умений ), варианты работ, схему анализа работы. Устные – перечень вопросов и заданий.
включают основную и дополнительную учебную литературу ( учебник, рабочая тетрадь, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ ), используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения ( пособия, входящие в учебно - методический комплект, обозначаются с указанием их названия, класса, ФИО автора, издательства, года издания ), сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии ) справочные пособия ( словари, справочники ); наглядный материал ( альбомы, атласы, карты, таблицы ), оборудование и приборы, необходимые для реализации Рабочей программы. Используемый перечень учебно - методических средств обучения может быть классифицирован на три группы : « Литература ( основная и дополнительная )», « Дидактический материал », « Оборудование и приборы ». Литература оформляется в соответствии с ГОСТом : элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.