МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.А. ШОЛОХОВА Факультет психологии Кафедра психологии управления Карцева Анастасия Викторовна Изучение особенностей корпоративной культуры в организации Выпускная квалификационная работа Научный руководитель: к. психол.н., доцент Т.А. Саблина Москва 2012
Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что грамотная разработка и реализация корпоративной культуры, позволяет стать организации конкурентоспособной в рыночных условиях. Объект исследования : корпоративная культура организации. Предмет исследования: стиль управления, как главный элемент корпоративной культуры и основной аспект сильной корпоративной культуры. Гипотеза – изменение стиля управления руководителя приводит к значительному изменению корпоративной культуры в трудовом коллективе.
Методика исследования 1.Теоретический анализ литературы; 2.База исследования: Медико-психологический центр Индивидуальности. Испытуемые: сотрудники, объем выборки составил: 22 человека (из них 17 женщины, 5 мужчин), различной профессиональной принадлежности, в возрасте от 21 до 41 лет. 3.Психодиагностическое исследование реальной организации «МПЦИ» с помощью следующих методик: методика определения стиля руководства В.П.Захарова, оценка корпоративной культуры организации методика «OCAI» К. Камерона и Р. Куинна, методика «Уровень корпоративной культуры» И.Д. Ладанова, методика изучения социально-психологического климата трудового коллектива «Методика выявления степени интеграции «СПСК» социально-психологическая самооценка коллектива» О.Немова; 4.Для проведения статистической обработки был применен Т-критерий Спирмена. Все расчеты проводились с помощью пакета анализа элетронной таблицы Microsoft Excel.
Теоретические выводы Корпоративная культура – это неявное, невидимое и неформальное "сознание", стиль, воздух организации - набор поддерживаемых организацией основополагающих ценностей, идей, взглядов, убеждений, этических норм, образ мыслей, управленческая культура, которые определяют политику организации по отношению к работникам, партнерам и клиентам, задают людям ориентиры их деятельности и определяют способ объединения и согласованность управленческого звена, структурных подразделений и отдельных сотрудников. Корпоративная культура проявляется на внешнем (поверхностном), подповерхностном и внутреннем (глубинном) уровнях. Поверхностный Подповерхностный Глубинный - базовый
На формирование корпоративной культуры, ее содержания и отдельных параметров влияет ряд факторов внешнего и внутреннего окружения, но на всех стадиях развития организации личная культура ее руководителя во многом определяют культуру организации. Формирование корпоративной культуры требует проведения многочисленных преобразований в различных областях компании - стратегии, персонале, организационной структуре, стиле управления, системе компенсаций и т. д. При своевременном анализе организации и грамотной корректировке или формировании корпоративной организации можно избежать кризиса в компании, поддержать благоприятный социально-психологический климат и работоспособность сотрудников, и создать эффективную и конкурентоспособную организацию. Корпоративная культура и корпоративное управление являются решающими факторами, определяющими эффективность любого современного предприятия. Теоретические выводы
Этапы исследования Исследование проходило поэтапно, в 2011 и в 2012 гг., в связи со сменой руководителя компании. 1.Диагностика корпоративной культуры реальной организации при управлении трудовым коллективом руководителя 1; 2.Анализ результатов исследования, формулировка выводов; 3.Повторная диагностика корпоративной культуры организации после смены руководителя, т.е. при управлении трудовым коллективом руководителя 2; 4.Анализ результатов исследования, формулировка выводов, разработка рекомендаций по улучшению состояния нынешней корпоративной культуры.
Стиль управления руководителей 1 и 2 «МПЦИ» Результаты экспериментального исследования
Профиль корпоративных культур «МПЦИ» при руководителях 1 и 2
Оценка общего уровня корпоративной культуры и четырёх ее элементов: отношение к работе; коммуникации; управление, мотивация и мораль при руководителях 1 и 2.
Исследование социально-психологического климата и оценка отношений: ответственности, коллективизма, сплочённости, контактности, открытости, организованности, информированности.
Особенности семейной корпоративной культуры при коллегиальном стиле управления: - сущность организации: официальная политика, традиции и ценности компании, - разделяются большинством; - организация – одна большая семья; - требовательность и контроль сочетаются с инициативностью и творческим подходом; - разделяются большинством политика, ценности и традиции компании; - неформальное межличностное общение; - у сотрудников преобладает высокая обязательность, лояльность, - высокий уровень морально-психологического климата и доступности информации: коммуникативность и управление; - положительный социально-психологический климат, сильно выраженный в высокой сплоченности, контактность и открытость. Особенности рыночной корпоративной культуры при директивном стиле управления: - главная задача организации – ориентация на результат любой ценой; - сотрудники адекватно реагируют на изменения; - внутри коллектива существует конкуренция; - сотрудники настроены на внешнее общение; - в компании высокая мотивация труда; - высокий уровень организованности и ответственности. - низкий уровень коммуникативной компетентности Особенности корпоративных культур при определенных стилях управления
В результате экспериментальной диагностики и обработки полученных данных цель нашего исследования изучить особенностей корпоративной культуры трудового коллектива и влияния на нее стиля управления руководителя была достигнута, а гипотеза о том, что изменение стиля управления руководителя приводит к значительному изменению корпоративной культуры в трудовом коллективе, подтверждена полностью. Выводы