« Методические приемы формирования общеучебных умений учащихся при работе с различными видами текстов на уроках химии » « Методические приемы формирования общеучебных умений учащихся при работе с различными видами текстов на уроках химии » Учитель химии высшей категории ГБОУ СОШ 2025 Кузьменко Ирина Ивановна Кузьменко И. И. ГБОУ СОШ 2025
2 освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также системы основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современней научной картины мира Цели учителя Учить Развивать Воспитывать Формировать Кузьменко И.И.ГБОУ СОШ 2025
Оценка Синтез Анализ Применение Понимание Знание Метазнание Диалектичность мышления Предметные результаты обучения Метапредметные результаты обучения Личностные результаты обучения освоение опыта деятельнос ти по получению нового знания, его преобразованию и применению собственные ценностно- смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции освоенные универсальные учебные действия (познава тельные, регулятивные и коммуникативные), обеспе чивающие овладение компе тенциями Кузьменко И.И.ГБОУ СОШ 2025
Основной смысл метапредметности, отлично выражен в следующем выражении: «Жизнь на уроке должна стать подлинной..и тогда у наших детей появится желание и смысл учиться» М. Леонтьева, главный редактор издательства "Просвещение" Кузьменко И.И.ГБОУ СОШ 2025
В процессе обучения учебник выполняет: 1. информативную 2. обучающую 3. развивающую 4. воспитывающую функции
Маркированный текст Прием « Инсерт» ( авторы: Дж. Воган, Т. Эстес) Самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления. « V» – уже знал «+» - новое «-» – думал иначе «?» - не понял, есть вопросы и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее Кузьменко И.И.ГБОУ СОШ 2025
Организация лабораторного эксперимента «V»«V»«+»«+»«-»«?» 1.Опыт проводится с целью получить ответ на вопрос, поставленный исследованием 2.Составить план проведения опыта 3.Поготовить оборудование для опыта 4. Провести опыт 1 Выдвижение гипотезы 2. Каждый опыт может быть описан двояко количественно и качественно 3Правила обращения с веществами при проведении опыта 1.Умение задать вопрос 2.Если при соблюдении одних и тех же условий результаты нескольких опытов совпадают, то можно сделать заключение о наличии закономернос ти 1 Применение на практике Научных знаний направленное на совершенствован ие отношений человека и природы
Работа с ключевыми словами на работу отводится 5 мин. Представляется набор ключевых слов, по этим словам нужно составить небольшой рассказ или на стадии рефлексии написать синквейн Кузьменко И.И.ГБОУ СОШ 2025
Работа с текстом задачи по химии А теперь попробуем использовать методику ключевых слов при работе с текстом задачи по химии. Часто трудность при решении задачи возникает именно из- за того, что неправильно понимается условие задачи. Проанализируем текст задачи. Найдите ключевые слова в тексте. Какое словосочетание отражает цель данной задачи? (масса ртути) Массу ртути надо найти. Какие данные задачи помогут определить массу ртути? (объем кислорода)
СИНКВЕЙН ( разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, составляется по определенным правилам ) американская Аделаида Крэпси В переводе с французского слово синквейн означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам Кузьменко И. И. ГБОУ СОШ 2025
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА 1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное. 2 строчка – два слова ( прилагательные или причастия ). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами. 3 строчка – три слова ( глаголы ). Действия, относящиеся к теме. 4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1- ой строчке. 5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, новое звучание темы – существительное Кузьменко И. И. ГБОУ СОШ 2025
Аммиак бесцветный, легкий взаимодействует, раздражает, « отрезвляет » газ с резким характерным запахом нитрид водорода Учитель Добрый, знающий. Учит, воспитывает, помогает. Старый друг лучше новых ! Мастер. Химия Органическая, неорганическая. Открывает, изучает, превращает. Очень сложный предмет Это жизнь Кузьменко И. И. ГБОУ СОШ
Создатель технологии «Интелект –карты» Тони Бьюзен (англ. Tony Buzan, род. 2 июня 1943, Лондон) психолог, автор методики запоминания, творчества и организации мышления «карты ума (памяти)» (mind maps).англ.2 июня1943 Лондонкарты ума (памяти) Кузьменко И.И.ГБОУ СОШ 2025
Из книги Тони и Барри Бьюзен "Супермышление» «Каждый бит информации, поступающей в мозг, каждое ощущение, воспоминание или мысль может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей» Кузьменко И.И.ГБОУ СОШ 2025
ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ Обучение · создание ясных и понятных конспектов лекций; · максимальная отдача от прочтения книг/учебников; · написание рефератов, курсовых проектов, дипломов. Запоминание · подготовка к экзаменам; · запоминание списков: что сделать/кому позвонить/… Презентации · вы за меньшее время даете больше информации, при этом вас лучше понимают и запоминают; · проведение деловых встреч и переговоров. Планирование · управление временем: план на день, неделю, месяц, год… · разработка сложных проектов: нового бизнеса,… Мозговой штурм · генерация новых идей, творчество; · коллективное решение сложных задач. Принятие решений · четкое видение всех «за» и «против»; · более взвешенное и продуманное решение Кузьменко И.И.ГБОУ СОШ 2025
Роль ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ Наглядное представление информации Обобщение и систематизация больших объемов информации Представление информации в виде конспекта, опорный схемы, которые могут быть использованы на этапе решения задач Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д Кузьменко И.И.ГБОУ СОШ 2025
ПРАВИЛА СОЗДАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ Основная идея, проблема или слово располагается в центре. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева). Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. Читайте по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла. Это правило принято для чтения всех интеллект-карт. Если вы задаете другую последовательность, обозначайте очередность чтения порядковыми цифрами. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями Кузьменко И.И.ГБОУ СОШ 2025
Кузьменко И.И.ГБОУ СОШ 2025
Кузьменко И. И. ГБОУ СОШ 2025
Значение ментальных карт Кузьменко И. И. ГБОУ СОШ 2025
Роль интелект - карт в обучение Наглядное представление информации Обобщение и систематизация больших объемов информации Представление информации в виде конспекта, опорный схемы, которые могут быть использованы на этапе решения задач Конструировать учебное содержание в соответствии с возрастными особенностями учащихся Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление, память, а также проявлять интуитивные способности Кузьменко И. И. ГБОУ СОШ 2025
Примеры интелект - карт сделанные детьми Кузьменко И. И. ГБОУ СОШ
Кузьменко И. И. ГБОУ СОШ
Кузьменко И. И. ГБОУ СОШ
Кузьменко И. И. ГБОУ СОШ
Пример карты в обучении Интерференция Дифракция Дисперсия ЧТО ТАКОЕ СВЕТ? Свет – это частица? Свет – это волна? Давление света Фотоэффект Кузьменко И. И. ГБОУ СОШ 2025
Кузьменко И. И. ГБОУ СОШ 2025
Электрохимический ряд напряжений металлов Li, K, Ca, Na, Mg, Al, Mn, Zn, Cr, Fe, Co, Ni, Pb, H 2 Cu, Hg, Ag, Pd, Pt, Au. Электролиз раствора Инертные электроды К + Катод Металл Li Al до от Кислотный остаток бескислородный Кислородосодержащий А- анод А + ne А Кузьменко И. И. ГБОУ СОШ 2025 Mn- Pb от Cu до Au c оставлено в М icroft PowerPoint
Кузьменко И. И. ГБОУ СОШ 2025
ПРИМЕНЕНИЕ СЕРЫ c оставлено в М icroft PowerPoint S сера вулканизация фунгицид серной кислоты ПРОИЗВОДСТВО Лекарство сероасфальт CS 2 пиротехника Кузьменко И. И. ГБОУ СОШ 2025
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ для составления карт Кузьменко И. И. ГБОУ СОШ 2025 программа Concept Draw MINDMAP
Освоив определенный объем знаний, человек складывает из разрозненных, казалось бы, фрагментов единую картину своего восприятия мира. И, чтобы его знания так и не остались разрозненными, а восприятие мира стало цельным, обучение должно базироваться на интеграции учебных дисциплин и на метапредметности в преподавании каждой из них.
Литература 1.М. Лебедева, РАО Графические способы представления информации 2.Методические рекомендации в помощь слушателям курсов в номинации «Лучший учитель» краевого этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России-2011» по биологии и химии Шибаева Л.М., к. п. н., доцент кафедры естественнонаучных дисциплин СКИПКР Еремина Е. И., ст. преп. Кафедры естественнонаучных дисциплин СКИПКРО 3.И.В. Маркина Современный урок химии 4.Тони Бьюзен Руководство по развитию памяти и интеллекта Кузьменко И.И.ГБОУ СОШ 2025