Различные формы организации и осуществления самостоятельной работы студентов и ее педагогического сопровождения
«… знания можно предложить, но овладеть ими может и должен каждый самостоятельно» А. Дистервег
Самостоятельная работа студента по дисциплине – это форма организации теоретического и практического обучения, предполагающая активную работу студентов по самообразованию, организованную преподавателем по освоению программы дисциплины.
Самостоятельная работа понимается… вид деятельности, метод обучения, форма организации деятельности, средство обучения и т. д.
В соответствии с ФГОС ВПО обязательные часы аудиторной работы 50% 40% 20% программа изучения каждой дисциплины обязательные часы самостоятельной работы студента 50% 60% 80% Спец Бак Маг
Повышение роли с/р предполагает: оптимизацию методов и средств обучения, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, позволяющих студенту в удобное для него время осваивать учебный материал; совершенствование методики проведения научно-исследовательской работы студентов совершенствование системы текущего и итогового контроля работы студентов, введение балльно-рейтинговой системы
Цели самостоятельной работы студентов: систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений; углубление и расширение теоретических знаний; формирование компетенций; развитие познавательных способностей; развитие активности: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; развитие исследовательских умений.
Формы самостоятельной работы по характеру взаимодействия педагогстудент Активные формы СР: индивидуальное занятие; конспектирование лекций; получение консультаций для разъяснений по вопросам изучаемой дисциплины; выполнение контрольных, курсовых и дипломных работ; подготовка научных докладов, рефератов и т. д. Интерактивные формы СР: анализ деловых ситуаций (мини кейсов) и др. проектная деятельность; творческие задания; выступление на конференции; подготовка презентации; комплексные задания и т. д.
Классификация самостоятельной работы студентов Аудиторная СР Внеаудиторная СР
Формы самостоятельной работы аудиторная под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию. внеаудиторная планируемая работа, во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Классификация заданий для С/Р По дидактической цели: познавательные, практические, обобщающие. По уровню проблемности: репродуктивные, репродуктивно-исследовательские, исследовательские (творческие) По методам научного познания: теоретические, экспериментальные, на моделирование, на наблюдение, на классификацию, на обобщение, на систематику По типам решаемых задач. Здесь возможны разные классификации, например типы задач: познавательные, творческие, исследовательские.
Виды заданий внеаудиторной самостоятельной работы для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписи; работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet.
Для закрепления и систематизации знаний работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио-видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление альбомов, схем, таблиц, ребусов, кроссвордов для систематизации учебного материала; изучение нормативных документов; выполнение тестовых заданий; ответы на контрольные вопросы; аннотирование, реферирование, рецензирование текста; написание эссе, писем-размышлений, сочинений; подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление глоссария, кроссворда или библиографии по конкретной теме; работа с компьютерными программами; подготовка к сдаче экзамена.
Для формирования умений решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; участие в научных и практических конференциях; выпуск газеты, телепередачи, организация выставки; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; создание проспектов, проектов, моделей; составление памяток, рекомендаций, советов, кодексов; экспериментальная работа, участие в НИР; рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- видеотехники и компьютерных расчетных программ и элек тронных практикумов; подготовка курсовых и дипломных работ.
Разработать анкету и провести анкетирование Составить библиографию, Обзор сайтов Обработать результаты ЗАДАНИЕ Составить словарь основных понятий Подготовить презентацию Выступить на конференции Комплексное задание
Современные информационные технологии в самостоятельной работе Электронные учебники Специальные программы для повторения пройденного материала и систематизации знаний Программы для просмотра удаленных информационных ресурсов из банков и баз данных Автоматизированные системы контроля, текстов, оценки умений и навыков и др.
Методы контроля результатов самостоятельной работы студентов Методы устного контроля: беседа, рассказ, объяснение, чтение текста, сообщение и др. Методы письменного контроля: сочинение, эссе, реферат, написание тезисов, статей и т.д. Методы практического контроля: воспроизведение опытов, упражнения, эксперименты. Наблюдение. Тестирование. Составление портфолио. Балльно-рейтинговая система и др.
Комплекс условий при организации С/Р информационно-методическое и нормативное обеспечение С/Р студентов; 1 2 системная организация оценивания учебных и личностных достижений студентов; 3 совместное планирование и запуск С/Р студентов как необходимый этап технологии; 4 использование кредитно-зачетной системы, накопительной системы оценивания С/Р; возможность выбора и выстраивания студентом индивидуального маршрута реализации С/Р. 5
Литература: 1.Письмо Минобразования РФ от 27 ноября 2002 г. N ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений» 2.Соколова И.Б.Основы самостоятельной работы студентов.- Армавир, Беляева А. Управление самостоятельной работой студентов / Высшее образование в России, 6, Зайцева Ж.Н., Рубин Ю.Б., Титарев Л.Г., Тихомиров В.П. и др. Открытое образование - объективнаяпарадигма XXI века. - М: Изд-во МЭСИ, Наумченко И.Л. Самостоятельный учебный труд студентов. - Саратов: Изд-во СГСЭУ, Молянинова О.Г. Мультимедиа в образовании (теоретические основы и методика использования): Монография. -Красноярск: Изд. КрасГУ с. 7.Фуряева Т.В. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. -Красноярск, 1987.