Метод проектов Лекция С.Л.Каганович, д.филол.н. зав.кафедрой теории и методики общего образования НИРО 2012 г.
Концепция метода разработана американскими учеными Дж.Дьюи и В.Х.Килпатриком. В основе – деятельностный подход, целесообразная деятельность ученика, проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка
Цель проектной деятельности: развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.
Проект - это деятельность обучающихся, в которой они самостоятельны и активны: - -сами придумывают и планируют работу, - -подбирают необходимые для реализации деятельности ресурсы, зачастую находящиеся в нескольких учебных областях, - -выполняют поставленные задачи, - -представляют результаты работы в значимой и явной форме.
Метод проектов предусматривает: - реализацию разнообразных видов деятельности: изучение дополнительной литературы, сбор данных из различных источников информации, проведение социологических опросов (анкетирование, интервью), консультации с экспертами (экспертное интервью), создание учебных фильмов и др, - использование научных, исследовательских методов: постановка проблемы, определение предмета исследования, формулирование цели и задач, выдвижение гипотез, выбор методов исследования, подведение промежуточных итогов, оформление работы. - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Проект должен иметь конкретный оформленный результат: -решение задачи -- изготовленный самостоятельно продукт -и т.д.
Тематика проектов - -теоретический вопрос школьной программы, решение которого позволит углубить знания учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. - -актуальный для практической жизни вопрос, требующий привлечения знаний обучающихся не по одному предмету, а из разных областей (т.е.интеграции знаний), их творческого мышления, исследовательских навыков.
Виды учебных проектов (классификация) по содержанию (монопредметные, межпредметные, интегрированные, надпредметные); по времени реализации (продолжительности) – мини-проекты (1-2 урока), проекты средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочные; по числу участников проекта – индивидуальные, парные, групповые, коллективные по характеру контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира). по доминирующему в проекте методу: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, ознакомительно- ориентировочный, пр.
Это могут быть: Виртуальный музей (слайд-шоу) Виртуальный музей (слайд-шоу) «Карта» литературного произведения «Карта» литературного произведения Карта путешествий героя Карта путешествий героя Словарь произведения (эпитеты, сравнения, архаизмы и т.п.) Словарь произведения (эпитеты, сравнения, архаизмы и т.п.) Литературная гостиная Литературная гостиная И т.д. И т.д.
Этапы работы над проектом (по Гузееву В.В.): 1. Подготовительный (мотивация) 2. Информационный (планирование) 3. Деятельностный (сбор материала) 4. Деятельностный (оформление результатов) 5. Презентационный (презентация продукта) 6. Рефлексивный (оценка и самооценка процесса и результата)
1 этап - подготовительный Цели и задачиДеятельность учителя Деятельность учащихся Деятельность родителей Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности. Задачи: – определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; – создание групп учащихся для работы над проектом. Предлагает темы, мотивирует учащихся к обсуждению темы, помогает сформулировать проблему проекта, его цель и задачи. Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей, помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. Обсуждают и выбирают с учителем тему проекта, определяют свои потребности. Осуществляют анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; Формулируют цель проекта. Помогают в выборе темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта. Мотивируют детей.
2 этап - информационный Цели и задачиДеятельность учителя Деятельность учащихся Деятельность родителей Цель – разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи -определение источников информации, способов ее сбора, установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; – распределение обязанностей между членами группы. Направляет процесс поиска информации. Помогает организовать группы; распределить роли в группах; спланировать деятельность по решению задач; продумать возможные формы презентации результатов; продумать критерии оценки результатов и процесса. Организует процесс контроля (самоконтроля) выполнения разработанного плана деятельности. Осуществляют: разбивку на группы; распределение ролей в группе; планирование работы, поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деяте льности на данном этапе. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. Консультируют в процессе поиска информации. Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.
3 этап – сбор материала Цели и задачиДеятельность учителя Деятельность учащихся Деятельность родителей Цель – разработка проекта. Задачи: – самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта. – промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время). Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. Наблюдают. Контролируют соблюдение правил техники безопасности. Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности
4 этап – оформление материалов Цели и задачиДеятельность учителя Деятельность учащихся Деятельность родителей Цель – структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний, умений, навыков. Задачи: – анализ и синтез данных; – формулирование выводов. Наблюдает, советует, направляет процесс анализа. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы. Наблюдают, советуют. Помогают в обеспечении проекта. Мотивируют учащихся, создают чувство успеха.
5 этап – презентация продукта Цели и задачиДеятельность учителя Деятельность учащихся Деятельность родителей Цель – демонстрация материалов, представление результатов. Задачи: – подготовка презентационных материалов; – подготовка публичного выступления; – презентация проекта. Организует презентацию. Реализует взаимодействие с родителями. Консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации,репетирует с учениками. Выступает в качестве эксперта: обобщает полученные результаты; подводит итоги обучения; оценивает умения общаться, слушать, обосновывать свое мнение. работать в группе на общий результат и др. Выбирают форму презентации. Готовят презентацию, п ри необходимости консультируясь с учителем. Осуществляют защиту проекта. Отвечают на вопросы слушателей. Консультируют в выборе формы презентации. Оказывают помощь в подготовке презентации. Выступают в качестве эксперта., т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания.
6 этап – общая рефлексия Оценка результатов и процесса проектной деятельности. Обучающиеся принимают участие в коллективном обсуждении оценок и самооценок. Учитель осуществляет оценивание деятельности учащегося.
Критерии оценивания: творческая составляющая (нестандартность и оригинальность решений), теоретическая грамотность и научный кругозор, качество подобранных источников, качество использования источников, самостоятельность, логичность, последовательность и обоснованность суждений, грамотность оформления результатов работы, качество презентации проекта, общественная значимость, потенциал возможного продолжения исследования.
Плюсы технологии: необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач; актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника, пр.); актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему; значимость для развития человека умения самостоятельно пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Педагогические эффекты проектных задач: Дают реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи. Дают реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи. Учат (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания. Учат (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания. Дают возможность учителю посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в квазиреальную, модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют реконструирования. Дают возможность учителю посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в квазиреальную, модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют реконструирования.