МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по составлению рабочей программы педагога Презентация заместителя директора по УВР МОУ «Средняя школа 13» Горшениной А.Ю.
Рабочая программа педагога – это нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины (элективного курса, факультатива, курса дополнительного образования), основывающийся на государственном образовательном стандарте (федеральном и региональном компонентах, компоненте образовательного учреждения), примерной или авторской программе по учебному предмету (образовательной области).
Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области). Задачи программы: дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса); конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.
Функции рабочей программы: нормативная; целеполагания; определения содержания образования; процессуальная; оценочная.
Структура рабочей программы. 1. Титульный лист (название программы). 2. Пояснительная записка. 3. Календарно-тематическое планирование. 4. Содержание тем учебного курса. 5. Требования к уровню подготовки школьников, обучающихся по данной программе. 6. Перечень учебно-методического обеспечения. 7. Список литературы (основной и дополнительной). 8. Приложения к программе.
Приложения к программе: 1. примерная программа по предмету; 2. авторская программа; 3. элективный курс; 4. индивидуальное обучение на дому; 5. план воспитательной работы; 6. план работы кружка; 7. журнал работы со слабоуспевающими обучающимися; 8. журнал подготовки к олимпиадам; 9. журнал индивидуальных консультаций; 10. журнал учета рабочего времени учителя.
Комитет образования администрации Балаковского муниципального района Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 13» г. Балаково Саратовской области Рабочая программа педагога Разработчик: учитель биологии первой квалификационнной категории Уланова Татьяна Сергеевна учебный год Рассмотрено на заседании ШМО __________________ протокол ____ от «____»____________20_____г. Согласовано Зам. директора по УВР ________ /__________________/ «____» ____________20_____г. Утверждаю Директор МОУ «Средняя школа 13» _________ Л.И. Чекмарева «____»_______________20_____г.
Оглавление. 1. Пояснительная записка. с Календарно-тематическое планирование. с. 3. Содержание тем учебного курса. с. 4. Требования к уровню подготовки школьников, обучающихся по данной программе. с. 5. Перечень учебно-методического обеспечения. с. 6. Список литературы. с. 7. Приложения к программе: примерная программа по предмету; авторская программа; элективный курс; индивидуальное обучение на дому; план воспитательной работы; план работы кружка; журнал работы со слабоуспевающими обучающимися; журнал подготовки к олимпиадам; журнал индивидуальных консультаций; журнал учета рабочего времени учителя.
В тексте пояснительной записки следует указать: на основе какой конкретной программы (примерной, авторской) разработана рабочая программа (программы приложить); внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование; актуальность изучения данного курса; цели и задачи реализации учебного предмета; методы и формы решения поставленных задач; количество часов, на которое рассчитана рабочая программа; предпочтительные формы контроля ЗУН, а так же уровня подготовленности (промежуточного, итогового).
Календарно-тематическое планирование Планирование уроков Практическая часть программы Уроки с использованием ИКТ п/пКол-во часов Тема раздела, урока Домашнее заданиеДата проведения Корректировка п/пКол-во часов Тема раздела, урока Домашнее заданиеДата проведения Корректировка п/пКол-во часов Тема раздела, урока Домашнее заданиеДата проведения Корректировка
Первый урок в учебном году – «Введение в курс информатики» или «Повторение изученного материала за … класс» Техника безопасности записывается в журнал 2 раза в год (I и II полугодие). После прохождения линии или блока тем проводится периодический контроль – контрольная (проверочная, самостоятельная) работа, собеседование, зачет и т. д.
Контрольная работа … по теме «…» Анализ к/р – 7-10 минут в начале следующего урока с разбором типичных ошибок, а аналогичные задания рассматриваются дома обучающимися самостоятельно (анализ к/р не может занимать весь урок). Не должно быть следующих тем уроков: «Подготовка к контрольной работе», «Анализ к/р», «Обобщение по теме…» (можно записать «обобщающее повторение по теме …»). Должны быть прописаны темы самостоятельных и контрольных работ
Нельзя переписывать в календарно- тематическое планирование темы уроков с учебников Не должно быть одинаковых тем на протяжении нескольких уроков (прописывать аспекты изучения темы). Домашнее задание дается по всем предметам Требования к знаниям и умениям учащихся должны соответствовать программе для конкретного класса В перечне учебно-методического обеспечения указывать в том числе и электронные образовательные ресурсы, которые используются в учебном процессе
Тема урока должна быть чёткой, лаконичной, ёмкой. Тема, записанная в журнале, должна соответствовать теме в планировании. Даты в планировании должны быть напечатаны или прописаны ручкой на весь учебный год, а коррективы вносятся в отдельную колонку
Необходимо соблюдать расчасовку, предлагаемую примерной программой и авторами учебников (± 1-2 часа). Нельзя пользоваться учебниками и планированиями авторов, УМК которых не являются рекомендованными (допущенными) Министерством образования РФ Нельзя разбивать отдельные блоки тем. Необходимо сохранять целостность изложения материала.
Если в планировании есть колонки, то они должны заполняться В календарно-тематическом планировании не должно быть задач к конкретному уроку. Выделять каждый блок тем и прописывать отведённое количество часов.
Содержание тем учебного курса Структурный элемент программы, включающий толкование каждой темы, согласно нумерации в календарно- тематическом планировании.
В требованиях к уровню подготовки обучающихся необходимо отразить: знания, умения и навыки обучающихся, которых они должны достичь по итогам обучения в соответствии с коммуникативной, ценностно-ориентационной компетентностями; требования следует отразить по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
Перечень учебно-методического обеспечения. Структурный элемент программы, который соответствует Образовательной программе ОУ и определяет необходимые для реализации данного курса методические и учебные пособия, оборудование и приборы, дидактический материал, электронные образовательные ресурсы.
Список литературы. Структурный элемент программы, включающий перечень использованной автором литературы. Элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.
Оформление рабочей программы 1. Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, верхнее, нижнее и правое поля по 1см, левое – 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4, таблицы вставляются непосредственно в текст. 2. Нумерация страниц проставляется в правом верхнем углу. 3. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложений. 4. Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблиц.