ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ Организовать проектную деятельность учащихся таким образом, чтобы они получали навыки самостоятельной работы со средствами информационных технологий.
Иногда говорят, что умение творить – удел немногих и творческая личность является даром богов. Но мы говорим не о воспитании гениев, а о формировании личности, умеющей мыслить самостоятельно, нестандартно. По мнению П.Я. Гальперина, инсайд (озарение), присущий открытиям, - это свёрнутый алгоритм и интеллектуальное творчество проявляется в умении человека в нужный момент достать из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения.
Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего – либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Между тем ещё А. Дистервег писал, что больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов с одной стороны.
Проекты, выполняемые на уроках, краткосрочные, а также средней продолжительности, которые разрабатываются на нескольких занятиях.
Работа над индивидуальным проектом способствует развитию творческих способностей обучающихся. Создание, например, презентации, открывает перед ними возможность работы не только с текстом, но и с музыкальным оформлением к нему, подбором рисунков и графики и т.д. Работа над проектом способна сформировать у учащихся понимание компьютера не только как вычислительной, а универсальной информационной машины. Изучая, например, раздел Компьютерная графика, средства создания и редактирования компьютерного рисунка, важно показать, что это не только набор типовых элементов графической информации, но и выразительное средство, имеющее содержательное наполнение.
Этапы деятельности над проектом Этапы проекта Деятельность педагогаДеятельность детей I этапФормулирует проблему (цель) (При постановке цели определяется и продукт проекта) Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию Формулирует задачу (не жестко) Вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию Принятие задачи Дополнение задач проекта II этапПомогает в решении задачи Помогает спланировать деятельность Организует деятельность Объединение детей в рабочие группы Распределение амплуа III этапОказывает практическую помощь (по необходимости) Направляет и контролирует осуществление проекта Формирование специфических знаний, умений, навыков IV этапПодготавливает презентацию. Проводит презентацию Продукт деятельности готовят к презентации Представляют зрителям или экспертам продукт деятельности
На вопрос «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?» обучающиеся отвечают: правильно распределять время, анализировать собственные действия, презентовать результаты своего труда, доделывать всё до конца, достигать поставленной цели, рассматривать проблему с разных точек зрения.
Проект «Кроссворд - проверь свои знания». Название проекта выбрано не случайно. В предлагаемом проекте кроссворд служит для проверки знаний не только того, кто его разгадывает, но также и для того, кто его создаёт. Тип проекта: практико - ориентированный Планируемый результат: Создание и оформление тематического кроссворда в текстовом процессоре Word. Цели: учащимся предстоит, используя навыки работы со шрифтами и таблицами самостоятельно освоить технологию создания кроссвордов. Предметно-содержательная область: информатика и любой образовательный предмет Длительность: два урока Ход проекта: определение темы вопросов для кроссворда; отбор материала, его анализ и составление вопросов с ответами; создание макета кроссворда на бумаге; создание кроссворда на ПК, при оформлении кроссворда можно использовать вставку рисунков, символов, автофигур. Запись вопросов и ответов к кроссворду; Представление результатов работы учителю. В ходе выполнения проекта моя роль состоит в организации самостоятельной познавательной, творческо-практической деятельности учащихся. Они могут обратиться за помощью и к своим товарищам. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем обратившийся к нему, поскольку его знания закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Лучшие работы распечатываются и используются учителями-предметниками на уроках. Такие проекты позволяют получить оценки сразу по нескольким предметам. Они наглядно показывают учащимся практическую ценность приобретённых ими знаний.
Проект «Это интересно», рекомендуется для 7-х классов. Тип проекта: информационный. Планируемый результат: Создание и оформление мини-газеты «Это интересно» на одну из актуальных тем современной жизни. Размещение лучших проектов в школьной стенгазете. Цели: определение уровня сформированности навыков и умений необходимых для оформления текста, расширение круга их практического применения. Предметно-содержательная область: информатика и любой образовательный предмет. Длительность: два урока и время для подготовки домашнего задания. Для выполнения проекта учащиеся образовывают пары. Например, проект, посвящённый такой актуальной теме как курение..
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания и обучения.