Шекспир на все времена Авторы: Ивлиева И. М., Петрова Э. А., Брыксина И. А. Научный руководитель Орлова Л. Н.
Его герои – вечной чередой, Его творенья – это целый мир, Водил его рукою Дух Святой, И он – божественный Шекспир… А.Андреевский Творческая тема Блаженны времена, блажен тот век, когда Шекспира помнит человек
Аннотация Проект предназначен для обучающихся 8 класса средней общеобразовательной школы. В основу проекта положены проектные и исследовательские технологии с использованием информационно-коммуникационных технологий. Основными принципами отбора материала являются принципы доступности, наглядности, преемственности и научности. Доминирующими способами деятельности являются групповая, индивидуальная и самостоятельная.
Актуальность Цель современного образования заключается в формировании интеллектуально развитой, духовно богатой, творчески мыслящей, конкурентно способной личности, ориентирующейся в огромном потоке информации. Межпредметная интеграция, являясь эффективным средством обучения на основе совершенных методов, приемов, форм и технологий, способствует рождению качественно новых знаний. Интеграция предметов литературы и английского языка с использованием ИКТ в ходе изучения творчества У. Шекспира помогает повысить уровень восприятия и глубину проникновения в художественный текст, повышает качество обучения.
Дидактическая цель: развитие коммуникативной компетенции на основе проектной и исследовательской деятельности. Методические задачи Обучающие: познакомить обучающихся с творческим наследием У. Шекспира, приобщить обучающихся к искусству слова, повысить уровень восприятия и глубину проникновения в художественный текст. Развивающие: развивать и совершенствовать умения анализировать текст на русском и английском языках, содействовать развитию эмоционального восприятия произведений У. Шекспира, формировать у обучающихся способность участвовать в диалоге культур, совершенствовать исследовательскую и информационную культуру обучающихся. Воспитательные: содействовать созданию целостной духовной картины мира и развивать чувство прекрасного, создать условия для сравнения своей и иноязычной культуры, развивать уважительное отношение к культуре других народов.
Подготовительная работа над проектом 1. Введение обучающихся в проблему и формулирование тем исследований обучающихся – 1 урок, 10 мин. 2. Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем и определение формы предоставления результатов – 1 урок, 15 мин. 3. Обсуждение плана работы обучающихся индивидуально и в группах – 1 урок, 15 мин. 4. Самостоятельная работа групп по выполнению задания – 2 урока. 5. Подготовка обучающимися презентаций, буклета по отчету о проделанной работе – самостоятельная работа дома.
Этапы работы над интегрированным проектом 1. Организационный (ознакомление с рабочими программами по литературе и английскому языку, корректировка тематического планирования, постановка целей и задач, определение тем для обсуждения на уроках и тем исследовательских проектов, поиск источников информации, формирование групп обучающихся для выполнения проектов). 2. Поисково-исследовательский (сбор информации обучающимися для исследовательских проектов, оформление результатов исследования, подготовка презентаций). 3. Проведение интегрированного урока и презентация проектов обучающимися, рефлексия. 4. Дальнейшее использование материалов проекта на уроках литературы, английского языка, истории, МХК в виде мобильных стендов, просмотра видео сюжета театральной постановки, выступление на научно- практической конференции.
Методы объяснительно- иллюстративный; программирования; творческого чтения; эвристический; исследовательский; обработки информации. Приемы исследовательские приемы (доказательства, обобщения, сопоставления, выдвижения гипотезы, планирования); приемы проектной деятельности («мозговой штурм», прием выполнения творческих проектов); приемы работы с ИКТ (графический организатор, компьютерный организатор и др.). информационно-коммуникационные технологии используются для поиска информации и создания проектов.
Использование ИКТ с современными педагогическими технологиями дает возможность педагогу дифференцировать обучение; расширить источники получения информации; повысить мотивацию обучающихся; совершенствовать умения работать в команде; повысить профессиональные компетенции. обучающемуся углубить знания по предмету; расширить кругозор; развить творческие способности и исследовательские навыки, умения сотрудничать; развить предметные и надпредметные умения; развить информационную компетенцию.
Проблемные вопросы А был ли действительно Шекспир? В чем заключается новаторство Шекспира? Как изменяется форма языка Шекспира в переводах на русский язык? Как используются афоризмы Шекспира? Почему Шекспир так популярен во всем мире?
Межпредметные связи Литература Английский язык Информатика и ИКТ История
Темы исследований ЛитератураАнглийский язык 1.Периоды творчества Шекспира. (мультимедийная презентация). 1. Таинственная сила сонетов Шекспира (мультимедийная презентация). 2. Хронологическая таблица произведений У. Шекспира (буклет). 2. Афоризмы в трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» (мультимедийная презентация). 3. Актуальность трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» (исследовательская работа). 3. Словарь афоризмов Шекспира (буклет).
ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЛитератураАнглийский языкИсторияИнформатика и ИКТ 1. Биография Шекспира.1. Чтение и анализ сонетов У. Шекспира 18, 90, Королевская власть и Реформация в Англии. Работа в программах Word, Power Point, Publisher, Exсel, поисковых системах, Интернете. 2. Чтение трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта». 2. Чтение сцены на балконе из трагедии «Ромео и Джульетта». 2. Мир художественной культуры Возрождения. 3. Чтение сонетов Шекспира. 3. Просмотр отрывка из фильма «Ромео и Джульетта». 4. Инсценировка сцены 2 из трагедии «Ромео и Джульетта». 4. Составление словаря афоризмов Шекспира.
Учебно-методический пакет Комплект методических материалов по литературе и английскому языку: Дидактический материал по литературе Дидактический материал по литературе Дидактический материал по английскому языку Критерии оценивания Работы обучающихся: Буклет. Буклет Презентация 1. Презентация 2. Презентация 3.
Выводы Интегрированные проекты предоставляют возможность вовлечения каждого обучающегося в активный познавательный процесс самостоятельной деятельности, т.к. каждый имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания. Интегрированные проекты дают возможность педагогам работать совместно, создавая временные творческие группы, в тесном сотрудничестве друг с другом и обучающимися при решении разнообразных педагогических проблем, создавая условия для развития коммуникативных компетенций, являющихся важными в современном мире.
Результативность Обучающиеся овладели следующими общеучебными умениями: 1. Выделять главное, уметь сравнивать, интегрировать и устанавливать причинно- следственные связи, уметь проектировать собственную деятельность; 2. Использовать литературный язык при выражении своих мыслей, проводить эксперимент; 3. Развивать умения и навыки обращения со словарями, поисковыми системами, Интернетом. и ключевыми компетенциями 1. Коммуникативной; 2. Учебно-познавательной (ставить гипотезы, делать выводы); 3. Ценностно-смысловой (умение принимать решения); 4. Социо-культурной (сравнение системы социальных норм России и Англии); 5. Информационной (умение ориентироваться в информационных потоках, применять для решения учебных задач информационные и коммуникационные технологии). Педагоги овладели следующими умениями 1. Координировать действия с целью повышения качества знаний обучающихся; 2. Выполнять целостные действия, решать общеучебные задачи посредством межпредметной интеграции; 3. Согласовывать поставленные цели обучения и собственные цели обучающихся; 4. Облегчать труд за счет постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности обучающегося. и ключевыми компетенциями 1. коммуникативной (речевой и языковой, лингвистической); 2. информационной (совершенствование применения ИКТ для решения учебных задач).
Практическая значимость проекта Использование материалов на заседаниях методических объединений различного уровня; научно-практических конференциях учителей профильных классов гуманитарного направления; научно-практических конференций НИО обучающихся; «круглого стола»; методических семинарах.
Дальнейшая жизнь проекта
Информационные источники Аникст А. Эволюция стиля поэзии Шекспира. Балакин В.И., Волгина Е.И.Английский гений в королевской западне. Беляева Н. В. Час сонета. Зорин А.Статья в книге: Шекспир В.Сонеты.-М. Радуга, Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. Страницы Британской истории Магнитов С.Н. Тринитарное понимание структуры стиха в стихотворении В.Брюсова Сонет к форме. Федотов О. Поэтический космос сонета. Шекспир У. Ромео и Джульетта. Safonova V, Kuzmina L, Smirnova E. British Literature and Culture