Задача учителя, особенно на сегодняшнем этапе, - научить ребят умению находить нужную информацию и обрабатывать ее, усваивая необходимое. Традиционная система подачи, корректировки и оценивания знаний безнадежно устаревает на наших глазах. Удивить, заинтересовать, увлечь детей своим предметом уже довольно трудно без обращения к современным методам и технологиям. Поэтому внедрять ИКТ и самим активно осваивать возможности ПК – это уже необходимость. Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: -при подготовке к уроку учителя и учеников; -при объяснении нового материала; -закреплении; -повторении; -контроле знаний, умений и навыков. «Кто владеет информацией, тот владеет всем».
Три года работы на опорно-методической площадке по внедрению ИКТ в образовательный процесс учебный год Представление опыта работы на городском семинаре «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе» Открытый урок «Тайна творчества Марины Цветаевой» учебный год Обобщение и представление опыта работы на городском семинаре «Использование ИКТ во внеклассной и внеурочной деятельности как одно из условий развития информационной компетентности» Мастер-класс «ИКТ в практике учителя русского языка и литературы» учебный год Представление опыта работы на республиканском семинаре «Информационно-коммуникационные технологии – современному учителю» Открытый урок «Морально-нравственная проблематика романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Открытый урок «Тайна творчества Марины Цветаевой» Анализ стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины…» Методы сравнения и сопоставления («Марина» – «все»), понятие лексического и грамматического значения слова, синтез искусств, выражение словом эмоционального состояния Доклад учащихся «Биография Марины Цветаевой» сопровождался презентацией, созданной учениками. Формировался навык создания мультимедийных презентаций, их представления, умения отбирать и компоновать нужный материал, выступать публично. Работа со звуковыми ассоциациями – анализ стихотворения «Имя твоё – птица в руке…» Развитие памяти, внимания, ассоциативного мышления учащихся, навыка работы со зрительным и слуховым образом. Анализ с помощью схемы – «ромашки» стихотворения «Тоска по родине! Давно…» Развитие навыка работы со схемами различных видов, умения вычленять ключевые слова в художественном тексте, делать его композиционный анализ. Заполнение пропусков в стихотворении методом «перетаскивания» в образовательной среде «КМ- Школа» Формирование внимательного отношения к поэтическому слову, умения определять художественные средства и их место в тексте, а также умение выявлять авторскую позицию, идею текста, его основную мысль. Задача - заинтересовать учащихся личностью поэта, создать позитивную мотивацию на учебно- познавательную деятельность.
Мастер-класс «ИКТ в практике учителя русского языка и литературы» Создание презентаций в программе Microsoft Power Point Создание буклетов в программе Microsoft Publisher Составление кроссвордов в программе Microsoft Excel Составление т естов в программе Microsoft Word. Создание собственного фильма (видеоролика) в программе Movie Maker и цветовая рефлексия
Открытый урок «Морально-нравственная проблематика романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Тестирование с помощью образовательной среды «КМ-Школа» Доклад с презентацией «Силы Зла» Представление буклета «Евангелие от Булгакова» Презентация «Маргарита», сопровождаемая чтением отрывков из романа Просмотр фильма «Мы встретились в ненастный день», созданного учащимися по мотивам романа Булгакова
Применение на уроках современных информационно- коммуникационных технологий (ИКТ), а также работа с программами «Фраза», «1С: Репетитор. Русский язык», «Хрестоматия по русской литературе», «Мультимедиа энциклопедия «А. С. Пушкин в зеркале двух столетий»», «Хрестоматия школьника», «Электронная библиотека наглядных пособий по МХК», с учебно-методическим комплексом «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия – медиатека» и другими позволяет учителю - развивать логическое и образное мышление; - индивидуализировать процесс обучения; - повышать уровень самостоятельности; -формировать коммуникативные и практические умения и навыки учеников; - активизировать познавательную деятельность и творческий потенциал учащихся; - повысить интерес к урокам русского языка и литературы; - осовременить уроки. Компьютер помогает создать благоприятные условия работы по осмыслению нового материала и закреплению пройденного. Применяя разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, алгоритмов, опорных конспектов и мультимедийных объектов, можно повысить эффективность обучения и заинтересованность учеников в изучаемом материале, создать более продуктивную атмосферу на уроке.