Методическая помощь и обучение педагогов формированию УУД у первоклассников с использованием мультимедийного пособия «Уроки клоуна Васи. Логопедические физминутки» «Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально предметного содержания». А. Г. Асмолов
1. Иллюстрация реализации деятельностного и личностно-ориентированного подходов в обучении посредством формирования у первоклассников коммуникативных и регулятивных УУД; 2. Формирование навыков устной и письменной речи учащихся с помощью мультимедийного пособия «Уроки клоуна Васи. Логопедические физминутки»
Цель работы с помощью данного пособия - коррекция и профилактика нарушений устной и письменной речи старших дошкольников и младших школьников. Задачи: развитие артикуляционной моторики детей; тренировка мелкой мускулатуры кистей рук; развитие пространственных ориентировок; развитие неречевых психических функций (внимания, памяти, мышления); воспитание полного произносительного стиля речи. II Ассамблея в гимназии 16 Презентация пособия для логопедов Ленинского района
Пособие представляет собой электронную папку, в которой находятся: «Инструкция пользователя» (документ Microsoft Office Word ); Методическое пособие «Уроки клоуна Васи. Логопедические физминутки» (Microsoft Office PowerPoint ); 9 видеозаписей формата AVI («Приветствие», «Не скользко», «Калачи», «Прогулка с пальчиками», «Мышка и мишка», «Король и орел», «Речевая зарядка», «До новых встреч!», «У бабушки с дедушкой»); 2 документа Microsoft Office Word («Маршрут путешествия», «Схема маршрута путешествия»).
В игровой форме детям предлагается разучить несколько комплексов гимнастики: пальчиковую, артикуляционную, а также сделать речевую зарядку и научиться дыхательным упражнениям. Все упражнения выполняются в сопровождении стихов и скороговорок. Большинство упражнений не требуют индивидуального показа и разучивания с каждым ребенком. Дети успешно выполняют их под руководством педагога по подражанию.
Обоснование методики использования ИКТ Проблема, решение которой привело к такому методу использования ИКТ Использование ИКТ для фронтальной и групповой работы создает возможность моделирования учебных ситуаций для формирования коммуникативных и регулятивных УУД (см. следующий слайд) Использование ИКТ (в частности пособия «Уроки клоуна Васи») для профилактики нарушений устной и письменной речи учащихся эффективно, так как позволяет при минимальных затратах времени на подготовку учителей охватить коррекционной работой большое количество учащихся.
Регулятивные УУД включают: планирование, оценку, коррекцию собственных действий; использование результатов действий, размещенных в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия. Коммуникативные УУД включают: выступление с аудиовизуальной поддержкой; фиксация хода коллективной/личной коммуникации.
Оценка результативности деятельности учащихся Оценка эффективности использования метода Количество учащихся, охваченных профилактической работой 137 чел. (все 1-е классы) Количество учителей, использующих мультимедийное пособие 5 чел. + 1 чел. (воспитатель ГПД) Положительная динамика (по оценке учителей) У учащихся в % Развитие артикуляционной моторики 95 % Развитие мелкой мускулатуры кистей рук 87 % Развитие пространственных ориентировок 96 % Улучшение концентрации внимания 85 % Развитие памяти75 % Улучшение дикции70 % Положительное эмоциональное восприятие занятий 98 %
Задание 1 Попробуйте систематизировать разработки физминуток, комплексов упражнений для глаз, кистей рук, скороговорок на различные темы и группы звуков и т.п. в виде презентаций (Microsoft Office PowerPoint ). Рекомендации Можно брать как собственные материалы, так и наиболее подходящие вашим детям из методической литературы. Физминутки лучше группировать по темам, предметам, для различных частей тела, и т.д. в комплексы. Задание 2 Разучите с детьми отдельные упражнения и целые комплексы и снимите видеосюжеты. Разучите с одним ребенком или группой, чтобы затем научить всех. Рекомендации Используйте видеосюжеты для самоконтроля и коррекции выполнения детьми упражнений, для портфолио учеников, в проведении внеклассных мероприятий. К видеосъемкам можно привлечь родителей.
1. Считают ли учителя начальных классов подобную форму профилактики нарушений речи учащихся и взаимодействия с учителем-логопедом актуальной и приемлемой в практике своей работы? 2. Какие еще формы взаимодействия могут возникнуть между учителем начальных классов и учителем–логопедом, учениками – логопедом, родителями – логопедом в условиях работы по ФГОС II поколения? 3. В какой степени вы согласны с положением современной педагогики: «Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие». 4. Насколько приемлем в современном образовании принцип Ж. Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным – сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!».
Н. А. Ткачева – заместитель директора по научно-методической работе гимназии 16 «Французская» Н. В. Дмитриева – консультант, заслуженный учитель РФ А. В. Михеев - системный администратор гимназии, видеосъемка
Спасибо за внимание! Желаю вам творческих успехов! О. А. Козлова