ЧЕРЧЕНИЕ Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 МО, г. Железнодорожный Учитель: Коваленко Татьяна Владимировна
Пояснительная записка Уроки черчения ведутся по учебнику А.Д. Ботвинникова с применением компьютерных технологий. Часть чертежей выполняется на компьютере в программах Paint, MS Word, CorelDraw, Compass. Цели урока: Понятие о сборочных чертежах, станках и механизмах; Формирование интереса к учению; Развитие технического и образного мышления. Ход урока Объяснение нового материала и демонстрация примеров соединения. Ученики называют известные им виды соединения. Виды соединений. Разъемные – это соединения которые можно разобрать не разрушая деталей, их составляющих. Неразъемные соединения нельзя разобрать без разрушения деталей. Основные соединения деталей: болтовое, шпилечное, шпоночное,заклепочное, штифтовое, сварное, винтовое. Соединения, многократно встречающиеся в механизмах различных машин, называют типовыми. Демонстрация чертежей и выполнение их учащимися в тетрадях: Изображение и обозначение резьбы, обозначение резьбы..
Объяснение и демонстрация болтового соединения. Чертежи крепежных соединений вычерчиваются упрощенно. Фаски на шестигранных и квадратных головках болтов и гаек, а также на стержне не изображают. Допускается не показывать зазор между стержнем болта и отверстием в соединяемых деталях. Соединяемые детали заштриховываются в разные стороны. Болты в сборочном чертеже показывают нерассеченными, если секущая плоскость направлена вдоль их оси. Гайки и шайбы изображают также нерассеченными. В спецификации для болтов указывают диаметр и тип резьбы, длину стержня и номер стандарта. Запись Болт М12 Х 1,25 Х 60 означает: болт с метрической резьбой диаметром 12 мм, шаг 1,25 мм, длина стержня 60 мм. Вычерчивание учащимися чертежа болтового соединения в тетради. В конце урока запись в дневник домашнего задания: дочертить болтовое сединение пользуясь учебником, рис.217, читать, и отвечать устно на вопросы в конце параграфов Данная тема была выбрана для более наглядного объяснения материала по теме «Сборочные чертежи» и была использована на уроках 9-х классов. Объяснение нового материала с применением наглядного электронного материала проходит более интенсивно. Учащиеся заинтересованно слушали, делали чертежи по ходу объяснения. Появились еще желающие среди учащихся создать подобные пособия
Понятие о сборочных чертежах, станках и механизмах Формирование интереса к учению Развитие технического и образного мышления
Виды соединений. Разъемные – это соединения которые можно разобрать не разрушая деталей, их составляющих. Неразъемные соединения нельзя разобрать без разрушения деталей. Основные соединения деталей: болтовое, шпилечное, шпоночное,заклепочное, штифтовое, сварное, винтовое. Соединения, многократно встречающиеся в механизмах различных машин, называют типовыми.
Изображение и обозначение резьбы на стержне на шпилькев отверстии (без разреза) в отверстии (в разрезе)
ОБОЗНАЧЕНИЕ РЕЗЬБЫ. Тип резьбы и основные размеры- наружный диаметр d и шаг Р- указывают на чертежах надписью. Эту надпись называют обозначением резьбы. Например, надпись М 50 Х 1,5 обозначает: резьба метрическая, наружный диаметр 50 мм, шаг 1,5 мм (мелкий шаг в обозначении приводят, а крупный нет) Теперь посмотрим на чертеж болта с шестигранной головкой. Для его выполнения надо воспользоваться справочником по машиностроительному черчению раздел «Болты».
Болтовое соединение. Чертежи крепежных соединений вычерчиваются упрощенно. Фаски на шестигранных и квадратных головках болтов и гаек, а также на стержне не изображают. Допускается не показывать зазор между стержнем болта и отверстием в соединяемых деталях. Соединяемые детали заштриховываются в разные стороны. Болты в сборочном чертеже показывают нерассеченными, если секущая плоскость направлена вдоль их оси. Гайки и шайбы изображают также нерассеченными. В спецификации для болтов указывают диаметр и тип резьбы, длину стержня и номер стандарта. Запись Болт М12 Х 1,25 Х 60 означает: болт с метрической резьбой диаметром 12 мм, шаг 1,25 мм, длина стержня 60 мм. Домашнее задание: дочертить болтовое сединение пользуясь учебником, рис.217, читать, и отвечать устно на вопросы в конце параграфов