1 Урок-защита проекта «Базы данных MS Access»
Цели для учащихся: Убедиться в том, что Я знаю: что такое базы данных, СУБД; виды баз данных; где применяются СУБД; Я умею: проектировать и заполнять БД; работать с данными (сортировать, выбирать, создавать запросы, отчёты); работать в составе группы (сотрудничать); Я могу: применить свои знания для решения практических задач 2
Что такое базы данных? Какие виды БД вам известны? 3
4 База данных(БД) – это информационная модель, позволяющая в упорядоченном виде хранить данные о группе объектов, обладающих одинаковым набором свойством. Пример: справочники, энциклопедии и т.п. Существует несколько различных структур информационных моделей и соответственно различны типов баз данных: 1)табличные, 2)иерархические, 3)сетевые.
Какие типы данных можно вносить в БД? 5
6 Типы данных При работе с базой данных допустимы следующие типы данных: Текстовый; Поле MEMO; Числовой Дата/время Денежный Счетчик Логический Поле объекта OLE
7 Характеристика типов данных: 1) Текстовый – одна строка текста до 255 символов 2) Поле MEMO – текст, состоящий из нескольких строк, которые затем можно будет просмотреть при помощи полос прокрутки (до символов). 3) Числовой – число любого типа (целое, вещественное и т.д.). 4) Дата/время – поле, содержащее дату или время. 5) Денежный – поле, выраженное в денежных единицах (рубли, доллары и т.п.) 6) Счетчик – поле, которое вводится автоматически с вводом каждой записи. 7) Логический – содержит одно из значений TRUE(истина) или FALSE(ложно) и применяются в логических операциях. 8) Поле объекта OLE – содержит рисунки, звуковые файлы, таблицы EXCEL, документ Word и т.д.
8 Поле каждого типа имеет набор свойств. Наиболее важные свойства полей: -размер поля -формат поля -обязательное поле
Какие виды БД вам известны? 9
10 1) Базы данных, состоящие из связанных двумерных таблиц, принято называть реляционными. Для обеспечения целостности базы данных состоящей из нескольких таблиц, необходимо связывать таблицы между собой. Связь между таблицами устанавливает отношения между совпадающими значениями в полях с одинаковыми именами. С ключевым полем главной таблицы (первичный ключ) связывается одноименное поле подчиненной таблицы (внешний ключ).
11 2) Иерархическая база данных – представляет собой совокупность элементов, расположенных в порядке их подчинения от общего к частному и образующих перевернутое дерево (граф). Данная модель характеризуется такими параметрами как уровни, узлы, связи. Узел – информационная модель элемента, находящегося на данном уровне иерархии. Пример: каталог папок Windows, реестр Windows, доменная система имен подключенных к Интернету компьютеров.
12 3)Сетевая база данных – база данных похожа на иерархическую и имеет те же основные составляющие (узел, уровень, связь), но в ней принята свободная связь между элементами разных уровней. Пример: Всемирная паутина глобальной компьютерной сети Интернет.
13 Что мы имеем в виду, когда говорим «система управления базами данных»?
14 Система управления базами данных (СУБД) – это программа, позволяющая создавать базы данных, а также обеспечивающая обработку (сортировку) и поиск данных. Системой управления базами данных является приложение Access, входящее в MS Office.
15 Объекты Access: Окно базы данных – один из главных элементов, здесь систематизированы все объекты БД: таблицы, запросы, формы, отчеты, макросы и модули. Таблица – это базовый объект БД. Каждая строка в таблице – запись БД, а столбец – поле. Запись содержит набор данных об одном объекте, а поле – однородные данные обо всех объектах. Запросы – важнейший инструмент СУБД. С помощью запроса из базы данных можно выбрать информацию, удовлетворяющую определенным условиям.
16 Формы –отображают данные, содержащиеся в таблицах или запросах, в более удобном для восприятия виде. Форма может содержать рисунки, графики и другие внедренные объекты. Отчеты – предназначены для печати данных, содержащихся в таблицах и запросах, в красиво оформленном виде. Макросы – служат для автоматизации повторяющихся операций. Запись макроса производится как и в других приложениях. Модули – служат для автоматизации работы с БД. Модули называются процедурами обработки событий и пишутся на языке VBA.
17 Где же сейчас необходима программа MS Access? Специалистами каких профессий она востребована? На каких предприятиях, учреждениях и организациях без нее невозможно обойтись?
18 Создание базы данных
19 «Этапы разработки базы данных» 1 этап. Постановка проблемы. Формируется задание по созданию базы данных, где подробно описывается состав базы, назначение и цели ее создания, а также перечисляется, какие виды работ предполагается осуществить (отбор, дополнение, изменение данных, печать или вывод отчета и т.п.). 2 этап. Анализ объекта. Разбиение базы данных на отдельные объекты и определение, какими параметрами описывается каждый объект. Далее необходимо рассмотреть тип данных каждой отдельной единицы записи и эти сведения также следует занести в составляемую таблицу.
20 3 этап. Синтез модели. По проведенному выше анализу необходимо выбрать определенную модель базы данных (реляционная, иерархическая или сочетание обеих моделей), которая сможет максимально обеспечить реализацию поставленной задачи. Далее необходимо нарисовать схему модели с указанием связей между таблицами и узлами. 4 этап. Способы представления информации, программный инструментарий. Определение формы представления информации: - с использованием форм; - без использования форм.
21 Форма - созданный пользователем графический интерфейс для ввода данных в базу. После выбора вида представления информации, определите, какие инструменты необходимо применить для создания того или иного вида представления информации. (Панель инструментов или Мастер по созданию форм и кнопок). Мастер – программный модуль для выполнения каких-либо операций. В базах данных ACCESS помимо Мастеров может применяться программный инструмент Конструктор. Конструктор – режим, в котором осуществляется построение таблицы или формы.
22 5 этап. Синтез компьютерной модели объекта и технология его создания. Стадия 1. Запуск СУБД, создание нового файла базы или открытие созданной ранее базы Стадия 2. Создание исходной таблицы или таблиц. Стадия 3. Созданием экранных форм. Стадия 4. Заполнение базы данных. 6 этап. Работа с созданной базой данных. Стадия 1. Поиск необходимых сведений. Стадия 2. Сортировка данных. Стадия 3. Отбор данных. Стадия 4. Вывод на печать. Стадия 5. Изменение и дополнение данных.
23 Обработка данных в БД
24 Быстрый поиск Поиск в базе данных – это отбор записей, удовлетворяющих условиям поиска, заданным в форме фильтра или запроса. - Ввести команду (Правка – Найти…). Появится диалоговая панель Поиск. В поле Образец ввести искомый текст, а в поле Совпадение выбрать пункт С любой частью поля. п Поиск данных с помощью фильтров - Ввести команду (Записи-Фильтр-Изменить фильтр). В диалоговом окне ввести условия поиска в соответствующих полях. Фильтр создан. -Ввести команду (Записи-Применить фильтр). В появившемся окне таблицы будут выведены записи, удовлетворяющие условиям поиска.
25 Поиск данных с помощью запроса 1.Выделить объект Запросы, выбрать пункт Создание запроса с помощью конструктора 2.На диалоговой панели Добавление таблицы выбрать таблицу для которой создается запрос. 3.В окне запроса в строке Поле из списка выбрать имена полей, для которых будут заданы условия. В строке Условие отбора ввести условия для выбранных полей. В строке Вывод на экран задать поля, которые будут представлены в запросе.
26 4. Сохранить запрос под каким-либо именем с помощью команды (Файл-Сохранить как…) 5. В окне выделить название базы данных и щелкнуть по кнопке Открыть. В появившемся окне будут выведены записи, удовлетворяющие условиям запроса.
27 Сортировка данных Сортировка записей базы данных – это их упорядочение записей по значениям одного из полей. 1) Быстрая сортировка данных -выделить нужное поле и ввести команду (Записи-Сортировка-Сортировка по возрастанию)
28 2) Вложенная сортировка данных с помощью запроса 1. Выделить объект Запросы, выбрать пункт Создание запроса с помощью конструктора 2.На диалоговой панели Добавление таблицы выбрать таблицу для которой создается запрос. 3.В окне запроса в строке Сортировка из списка выбрать имена полей, в которых задать тип сортировки В строке Вывод на экран задать поля, которые будут представлены в запросе
29 4. Сохранить запрос под каким-либо именем с помощью команды (Файл-Сохранить как…) 5. На вкладке Запросы выделить название запроса и щелкнуть по кнопке Открыть. В появившемся окне запроса будет выведена отсортированная таблица.
30 Печать данных с помощью отчетов Печать можно осуществлять непосредственно таблиц, форм и запросов с помощью команды Файл –Печать. Для красивой печати документа целесообразно использовать отчеты. Отчеты являются производными объектами БД и создаются на основе таблиц, форм и запросов.
31 Задания: Дата рождения 1.Подготовить список обучающихся, родившихся в летние месяцы. 2.Подготовить список обучающихся, родившихся в текущем и следующем месяце. 3.Подготовить список обучающихся с сортировкой дат рождения по месяцам года
32 Рост, вес 1.Подготовить список обучающихся, имеющих нарушения в физическом развитии. 2.Подготовить список обучающихся для конкурса «Мисс Вселенная» (рост , ).
33 Увлечения: спорт, музыка, чтение, техника. 1. Подготовить список обучающихся на школьную спартакиаду. 2.Подготовить список обучающихся для помощи в техническом обеспечении школьного вечера. 3.Подготовить список обучающихся в музыкальный театр.