Предметная область: русский язык, обучение грамоте, развитие речи, логопедия, коррекционные занятия. Участники (возраст, класс): прогимназия (6-7 лет) – школьники 1-5 классы (7-12 лет). Учителя, воспитатели, родители. Цель: разработка и апробация методических рекомендаций коррекции и профилактики оптической дисграфии у младших школьников. Задачи: проанализировать литературные данные по те ме; определить методику; выявить особенности оптической дисграфии у детей ; разработать и апробировать методику коррекции оптической дисграфии ; повысить мотивацию детей к логопедическим занятиям; обучить новым формам общения между ребёнком и логопедом; сформировать осознанную оценку ребёнком своих достижений; поддержать (создать) положительное эмоциональное состояние детей в процессе занятий; способствовать успешному овладению навыков письма. Описание: проект носит исследовательский и обучающий характер. Количество участников составило 40 школьников 1-2- ых классов и дошкольные группы прогимназии. Проект проходит с декабря 2008 года. Разработана, апробирована и внедрена в обучающий процесс инновационная разработка «Обучающая пропись» совместно с 40 мультимедийными презентациями. Изготовлены буклеты. В рамках проекта проведен конкурс «Эти забавные буквы» на развитие тактильного и оптического восприятия. Информационные технологии: Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Publisher, Microsoft Internet Explorer Ключевые слова: дисграфия, пространственные нарушения, развивающая пропись, обучение грамоте. Автор: Яковлева Светлана Владимировна, учитель-логопед, МОУ гимназия 2,город Нелидово, Тверской области. Дополнительная информация: ПАСПОРТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА. doc ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Актуальность: В е г.г статистика стойких нарушений письма у младших школьников составляла всего 6%, к 1990 г выросла до 13,7%, а к 2000 г составила 30%. Исследования дошкольников лет в г.Твери 2009г выявили предпосылки к появлению дисграфии в школьном возрасте 55,5%. Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых путей коррекции оптической дисграфии. Оригинальность: - Разработанные с учетом программы общеобразовательной школы и возрастных и психологических особенностей дошкольников и младших школьников методические рекомендации, способствуют эффективности процесса коррекции и профилактики нарушений письма, при овладении учениками грамотой и грамматики родного языка, оптимизации школьного обучения, положительному влиянию на когнитивное развитие и на формирование личности школьников. Они могут быть использованы в практической профессиональной деятельности логопеда и психолога. - Дополнительно к прописям разработаны мультимедийные презентации на каждую букву из алфавита. Ожидаемые результаты: ц еленаправленная логопедическая работа по формированию зрительно-пространственных представлений будет способствовать более успешной коррекции дисграфии, повышению уровня развития ВПФ и повлияет на качество усвоения навыков письма. Программа проекта: Паспорт исследовательского проекта.doc Программные продукты используемые в проекте.doc Информационные источники.doc Тематический план работы по коррекции оптической.doc Образовательная среда проекта: Логопедический кабинет состоит из двух помещений : сказочного города «Буквограда» и «Читай- города». «Буквоград» предназначен для индивидуальной, подгрупповой работы и для самообразования учителя.. «Читай-город»- для групповых и фронтальных занятий, а так же используется для проведения семинаров, методобъединений, конференций и др.работы. Все помещения соответствуют утвержденным стандартам и комплектациям. Дополнительная информация: кабинет.ppsx кабинет.ppsx рецензия на методическую разработку.rtf рецензия на методическую разработку.rtf КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Планирование исследовательского проекта
Учебные материалы: использованы различные обучающие программы и тренажеры, электронные энциклопедии; проанализирована учебно-методическая литература; созданы мультимедийные презентации; разработана, апробирована и напечатана в издательстве «Сфера» методическая разработка по коррекции оптической дисграфии; материалы проекта размещены на сайтах гимназии и интернета; использовались возможности программ Microsoft Office: Word, PowerPoint, Internet Explorer, Publisher. Исследовательская работа иллюстрирована 29 таблицами, 10 диаграммами, 16 рисунками. Личная страничка сайта гимназии 2 г.Нелидова Публикация БУКВЫ.pub Публикация Использование ИКТ.pub Публикация БУКВЫ.pubПубликация Использование ИКТ.pub Методические рекомендации: Методические рекомендации коррекционного этапа.doc Методические рекомендации коррекционного этапа.doc Методические рекомендации для преподавателя и учащихся.doc Система упражнений для каждого вида работы по коррекции оптической дисграфии.doc Руководство для учащихся: Методические рекомендации для преподавателя и учащихся.doc «Развивающие прописи» Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика.pptАртикуляционная гимнастика.ppt Презентации к прописям (пример) Презентация К.ppt ПрезентацияЮ.pptПрезентация К.pptПрезентацияЮ.ppt Дополнительная информация: просветительская и консультационная работа с родителями Дисграфия и дислексия. Причины и пути коррекции нарушений..doc дисграфия.ppsx дисграфия.ppsx КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Учебно-методические материалы
Критерии оценки: Оценивание работ учащихся и анализ экспериментальных данных.doc Примеры оценивания: Примеры работ младших школьников на начальном этапе: работы детей эксп. этап 1 кл.rtf работы детей эксп. этап.1 кл 1 чrtf.rtf работы детей эксп. этап 1 кл.rtfработы детей эксп. этап.1 кл 1 чrtf.rtf работы детей эксп. этап.2 клrtf.rtf работы детей эксп. этап 2 кл 1 ч.rtf работы детей эксп. этап.2 клrtf.rtfработы детей эксп. этап 2 кл 1 ч.rtf работы детей эксп. этап 2 кл 2 ч.rtf Примеры работ младших школьников на контрольном этапе: работы детей контр. этап 1 кл.rtf работы детей контр. этап 1 кл.1 чrtf.rtf работы детей контр. этап 1 кл.2 чrtf.rtf работы детей контр. этап 1 кл.rtfработы детей контр. этап 1 кл.1 чrtf.rtfработы детей контр. этап 1 кл.2 чrtf.rtf работы детей контр. этап 2 кл.rtf работы детей контр. этап 2 кл. ч 1rtf.rtf работы детей контр. этап 2 кл.rtfработы детей контр. этап 2 кл. ч 1rtf.rtf Оценка коррекционной работы.doc Оценка коррекционной работы.doc Дополнительная информация: Представлен творческий отчет по проекту на городской конференции учителей начальных классов : использование компьютерных технологий.ppsxиспользование компьютерных технологий.ppsx Приложение к проекту: Приложение к проекту.docПриложение к проекту.doc КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Оценка и стандарты
Автор проекта: Яковлева Светлана Владимировна, учитель-логопед, первая категория. Контактная информация: Телефон: Школа: Муниципальное Общеобразовательное Учреждение гимназия 2, г.Нелидова Тверской области. Дополнительная информация: В 2010 году проект представлен на научно-практической конференции в г.Санкт-Петербурге, опубликован в «Методическом вестнике» при ЛГУ им. А.С.Пушкина, выпущен в виде книги издательства ТЦ «Сферы» под названием «Различаю буквы » (2 части). Имеет ряд сертификатов, свидетельств и дипломов: диплом конкурса 1 сентября.doc диплом конкурса педагогических инноваций.rtf сертификат Санкт-Петербург.rtf методический журнал.docметодический журнал.doc КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Об авторе проекта