СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМА ВЫБОРА Цыренова М.Г., к.п.н., доцент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ Иоффе А.Н.. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ Понятийный аппарат Стратегии взаимодействия в преподавании Стратегии передачи информации Стратегии установления.
Advertisements

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ Иоффе А.Н.. Высказывания о планировании «Цель есть то, что имеет начало, середину и конец» (Аристотель) «Цель есть то, что имеет начало,
СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ Понятийный аппарат Стратегии взаимодействия в преподавании Стратегии передачи информации Стратегии установления.
СТРАТЕГИИ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ Иоффе А.Н.. Основные понятия Стратегии преподавания - общее направление работы при взаимодействии (пассивные, активные.
СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ Иоффе А.Н.. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ Понятийный аппарат Стратегии взаимодействия в преподавании Стратегии передачи информации Стратегии установления.
СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ Цыренова М.Г.. Основные понятия Стратегии преподавания - общее направление работы преподавателя при взаимодействии (пассивные,
КГБОУ СПО «КОМСОМОЛЬСКИЙ-НА-АМУРЕ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
СТРУКТУРА УРОКА ОРКСЭ СОСТАВЛЕНА ПО МАТЕРИАЛАМ ИОФФЕ А.Н, ДОКТОРА ПЕД НАУК АПК ППКРО.
Елена Александровна Певцова, доктор юридических наук, доктор педагогических наук, профессор.
Курс «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» Методические особенности и подходы к преподаванию.
Системно-деятельностный подход в реализации учебной программы Е.В. Воропай, зав.кафедрой гуманитарного образования ИРО.
Новые ФГОС 1. Подготовка к уроку От жестко структурированного плана- конспекта к сценарному плану урока, использование Интернет-ресурсов.
Основные требования ФГОС ОО и современное преподавание Иоффе А.Н., д-р педагогических наук, АПКиППРО.
Мотивационная деятельность на уроках истории как основа интереса учащихся к изучаемому предмету.
Структура современного занятия Иоффе А.Н., Крицкая Н.Ф., Мостяева Л.В.
Модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов и курсов, но и на изменение подходов к методике.
Современные требования к структуре уроку по ФГОС.
Методы и формы гражданского образования. Необходимые условия гражданского образования использование современных педагогических технологий; использование.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Транксрипт:

СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМА ВЫБОРА Цыренова М.Г., к.п.н., доцент

Лекция подготовлена по материалам к.и.н., доцента АПКРО РФ Иоффе А.Н.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ Понятийный аппарат Стратегии взаимодействия в преподавании Стратегии передачи информации Стратегии установления отношений Сравнение стратегий и факторы их выбора

Основные понятия Стратегии преподавания - общее направление работы преподавателя при взаимодействии (пассивные, активные и интерактивные), передаче информации (репродуктивные - воспроизводящие, системные - производящие, креативные - творческие), установлении отношений (директивные, миссионерские и партнерские). Методика - основные способы и подходы в преподавании. Формы преподавания – внешнее проявление выбранных стратегий и методик (аудиторные или фронтальные, индивидуальные, групповые, коллективные или командные). Приемы – конкретные элементы деятельности на занятии.

ПАССИВНЫЕ СТРАТЕГИИ методы линейного воздействия Способы коммуникации Формы воплощения Условия выбора Положительные и отрицательные стороны

СПОСОБЫ КОММУНИКАЦИИ Центральная роль преподавателя Отсутствие общего обсуждения Воздействие доминирует над взаимодействием

ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ Аудиторные или фронтальные (лекция, заучивание) Индивидуальные (изучение документа, исследование)

УСЛОВИЯ ВЫБОРА у учащихся нет необходимого количества источников информации (учебников, словарей, справочников и т.п.) недостаточно времени для поиска информации большое количество учащихся объем изучаемого материала требует максимальной плотности его изложения слабый уровень первоначальной подготовки учащихся

Положительное и отрицательное ПоложительноеОтрицательное Экономия времениСнижение мотивации обучаемых Нет лимита числа обучаемых Низкий уровень вовлеченности учащихся Не требуется дополнительных ресурсов Отсутствие индивидуального подхода Простота оценивания Сужение источников информации Высокая дисциплина Отсутствие вариативности и возможностей для творчества Четкость и структурированность подачи материала Процент усвоения материала невелик Возможность обеспечения высокого теоретического уровня Акцент на запоминание, а не на понимание

АКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ методы линейного взаимодействия Способы коммуникации Формы воплощения Условия выбора Положительные и отрицательные стороны

СПОСОБЫ КОММУНИКАЦИИ Центральная роль преподавателя Совместное обсуждение Взаимодействие и воздействие идут параллельно

ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ Индивидуальные (индивидуальные вопросы и комментарии) Коллективные или командные (подготовка проекта) Групповые (вопросы от группы)

УСЛОВИЯ ВЫБОРА Повышенный общественный интерес к теме Развитое умение задавать вопросы Задача подведения итогов или обсуждения Достаточное количество времени Высокая компетентность преподавателя Однородность группы учащихся по уровню подготовки

Положительное и отрицательное ПоложительноеОтрицательное Не требуется дополнительных ресурсов Преподаватель может быть не готов к обсуждению ряда вопросов Возможность предотвращать уклонение от темы занятия Некоторые учащиеся могут остаться пассивными на занятии Повышение мотивацииОпасность увода обсуждения от темы занятия Компетентность источника информации Ограниченный круг источников информации Учет индивидуальных особенностей учащихся Опасность давления авторитета преподавателя на учащихся Совместное формулирование и рассмотрение темы занятия Ограничение количества обучаемых в группе

ИНТЕРАКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ Методы кругового взаимодействия Способы коммуникации Формы воплощения Условия выбора Положительные и отрицательные стороны

СПОСОБЫ КОММУНИКАЦИИ Центральная роль принадлежит учащимся Преподаватель - организатор и помощник Обсуждение происходит в малых группах Взаимодействие преобладает над воздействием

ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ Групповые (работа в группе) Коллективные или командные (обмен информацией, выработка общего решения)

УСЛОВИЯ ВЫБОРА Подготовленность к обсуждаемой теме Базовые коммуникационные навыки и умения Повышенный интерес учащихся к теме занятия Наличие дополнительных источников информации Достаточное пространство для работы малых групп

Положительное и отрицательное ПоложительноеОтрицательное Расширение ресурсной базы и прочности усвоения материала Ограниченный объем изучаемого материала Высокая степень мотивацииПервоначально сформулированная тема может остаться недостаточно глубоко рассмотренной (поверхностность знаний) Максимальная индивидуальность преподавания Трудности установления и поддержания дисциплины Акцент на деятельность, практикуОграниченное число учащихся в группе Широкие возможности для творчестваДавление авторитета лидера в групповой деятельности

Стратегии работы с информацией Воспроизводящая (репродуктивная) стратегия Репродуктивные подходы - воспроизводящие, акцентирующие внимание на запоминание, зубрежку, повторение, вся информация должна воспроизводиться учащимися без ее какого бы то ни было изменения. Могут быть изображены следующей схемой: ИНФОРМАЦИЯ А1 ИНФОРМАЦИЯ А1 ИНФОРМАЦИЯ Б1

Производящая (системная) стратегия Системные подходы (производящая стратегия) - основная информация должна учащимися воспроизводиться, но они находят собственные примеры и иллюстрации, то есть сохраняется установленная система. Могут быть изображены следующей схемой: ИНФОРМАЦИЯ А1 ИНФОРМАЦИЯ А1 ИНФОРМАЦИЯ Б1 ИНФОРМАЦИЯ Б2

Творческая (креативная) стратегия Творческие или креативные подходы - и базовая, и поддерживающая информация являются лишь началом для обсуждения, преобладает проблемное изложение. Могут быть изображены следующей схемой: ИНФОРМАЦИЯ А1 ИНФОРМАЦИЯ А2 ИНФОРМАЦИЯ Б1 ИНФОРМАЦИЯ Б2

Стратегии установления отношений Основываются на ценностных ориентирах и мотивации в образовательном процессе Директивные (подчинение – порядок – иерархия) Миссионерские или патерналистские (доверие – радость – лидерство) Партнерские (уважение – обсуждение – равенство)

ПОЗИЦИИ СРАВНЕНИЯ СТРАТЕГИЙ Объем рассмотренного материала Процент усвоения материала Структурированность материала Теоретический (научный) уровень Соответствие планированию Мотивация Деятельностный компонент Индивидуальность Вариативность Творчество на занятии Затраченное время Количество учащихся Ресурсы Дисциплина.

ФАКТОРЫ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ Индивидуальные особенности преподавателя и характеристики группы учащихся Уровень привлекаемых ресурсов, их количество и разнообразие Внешние ограничения (время, объем материала, критерии итогового оценивания, количество учащихся)

ПРИНЦИПЫ МЕТОДИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Сотрудничество (взаимодействие) обучаемых и обучающих Адекватность выбранной стратегии преподавания поставленным целям и задачам Целесообразность (соответствие целей затраченным ресурсам – временным и другим) Вариативность Творческий подход Наличие алгоритма Демократичность

Использование различных стратегий в учебном процессе

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Высказывания о планировании «Цель есть то, что имеет начало, середину и конец» (Аристотель) «Если Вам не удалось сделать план урока, то ваша неудача запланирована» (Джеф Кэрролл) «До цели четыре шага: планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно, действуйте положительно и добивайтесь неустанно» (В. Ворд) «Тот, кто никогда не теряет время, не будет иметь повода жаловаться на его нехватку» (Т. Джефферсон)

Структура учения по Т.И. Шамовой (компоненты) -мотивационный, -ориентационный (принятие учеником цели будущей учебно-познавательной деятельности, ее планирование и прогнозирование), -содержательно-операционный (способы овладения знаниями), -ценностно-волевой (внимание, воля, эмоции помогают осуществлению учебной деятельности), -оценочный (происходит соотнесение результата с поставленной целью)

Фазы занятия в системе критического мышления 1. Фаза вызова 2. Фаза осмысления 3. Фаза обобщения и рефлексии

ВАРИАНТ СТРУКТУРЫ ЗАНЯТИЯ 1. Мотивационный блок 2. Информационный блок 3. Аналитический блок или блок осмысления 4. Рефлексивный блок

МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК Мотивация - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели. Организация (ожидаемые результаты или цель – задачи, инструкции, пояснения) Интерес (введение в тему, «якорь», «крючок», «подкидная доска») Проблема (основной вопрос занятия, обращение внимания на главное противоречие)

СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ МОТИВАЦИИ Рассмотрение ситуации В семье решают, на что стоит потратить средства в ближайший месяц: папа предлагает купить новый телевизор, мама – обувь для всех членов семьи, сын – велосипед, дочь – поехать на выходные всей семьей на отдых. Денег хватит только на что-то одно. ВОПРОСЫ: Что необходимо знать, чтобы предложить решение в данной ситуации? Какие интересы сталкиваются в этой ситуации? Можно ли избежать конфликта в данном случае?

Событие, имеющее широкий общественный резонанс -в политической жизни (решение органов власти, выступление лидеров, принятие законов); -в социальной жизни (реформы, связанные с жизнью людей, конфликты между разными группами); -в экономической жизни (изменение курса валют, открытие нового производства); -в области культуры (выставки, премьеры фильмов или спектаклей, появившиеся книги).

Графическое изображение -картина (любой рисунок); -фотография; -карикатура; -схема (диаграмма)

Понятийный ряд -ряд понятий или слов, объединенных одним смыслом; -несколько определений одного понятия; -назвать пропущенные понятия в определениях или текстах; -придумать свои ассоциации к тому или иному понятию

Художественная литература -отрывки из художественной литературы (повести, рассказа, сказки), по которым предлагается выйти на тему занятия или сформулировать проблему; -название нескольких художественных произведений (объединяющие элементы); -стихи или песни (например, слова и музыка гимна); -притчи; -любые короткие истории.

Игра -сценка по заранее расписанным ролям; -спонтанная игра по определенной ситуации или теме; -игра с непонятными правилами

Документ -письма, листовки, воззвания; -интервью или статьи в газете; -исторические хроники; -выступления известных политиков или ученых; -статистические данные; -национальные и государственные символы (их изображения); -памятники старины и культуры; -монеты, предметы быта

Афоризм (эпиграф) -определить тему занятия на основе высказываний; -высказать собственную точку зрения; -назвать, что объединяет все высказывания и в чем состоит различие позиций авторов; составить рейтинг высказываний; -дополнить список другими высказываниями известных личностей или же попробовать придумать собственное высказывание; -назвать проблемы или области общественной жизни, которых касаются приведенные высказывания; -выделить основные понятия, встретившиеся в высказываниях

Видеофрагмент -фрагмент (сцена) из художественного фильма; -мультипликационный фильм; -документальные хроники; -информационно-аналитические программы

Незаконченное предложение (фраза) -предложить окончание; -выделить проблему; -дополнить высказывание по собственному усмотрению

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК Источники информации: Устные источники Письменные источники Графические источники (схемы, диаграммы) Электронные источники Видео источники ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические)

АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК или БЛОК ОСМЫСЛЕНИЯ Обобщение Обсуждение Сравнение Синтез Выбор (отбор) Творчество (деятельность по созданию нового продукта)

РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК Оценка Самооценка Экспертиза Отношение Выделение трудностей Присвоение опыта