Организация медицинской помощи, ее современное состояние
Первичная медико-санитарная помощь в развитых странах трактуется так - это обеспечение интегрированных доступных услуг относительно здравоохранения населения клиницистами, которые отвечают за значительное большинство потребностей здравоохранения личности, развитие долговременного партнерства с пациентами и практикуют на уровне семьи и общества
В Основах законодательства Украины по охране здоровья первичная медико- санитарная помощь трактуется как основная часть медико-санитарной помощи населению, которое предусматривает консультацию врача, простую помощь и лечение основных самых распространенных заболеваний, травм, отравлений, профилактические мероприятия, направления пациента для предоставления специализированной и высокоспециализированной помощи, и проведения основных санитарно- образовательных мероприятий.
Принципы организации ПМСП 1) свободный выбор пациентом врача первичного звена; 2) управляемость медицинской помощи - предоставление всех видов помощи за направлением семейного врача; 3) ориентация на семью ; 4) экономическая независимость, то есть автономия первичного звена.
При свободном выборе врача необходимо учесть: - возможности врача обеспечить медицинскую помощь оптимальному количеству пациентов; - расстояние от места проживания к месту работы семейного врача; - возможность или удобство получения медицинской помощи врачей отдельных специальностей.
Преимущества групповой практики 1) эффективное использование ограниченных ресурсов (помещений и медицинского оборудования); 2) возможность привлечения общего вспомогательного персонала; 3) концентрация средств для приобретения оборудования; 4) возможность взаимозамены медицинского персонала на протяжении суток и на время отпуска; 5) возможности для профессионального общения, взаимных консультаций, учебы; 6) общее осуществление административных функций.
Обязанности врача общей практики - осуществление амбулаторного приема и домашних посещений; - осуществление амбулаторного приема и домашних посещений; - проведение профилактических, лечебных, диагностических и реабилитационных мероприятий в случаях, предусмотренных квалификационными характеристиками; - проведение профилактических, лечебных, диагностических и реабилитационных мероприятий в случаях, предусмотренных квалификационными характеристиками; - предоставление при необходимости экстренной и безотлагательной медицинской помощи; - предоставление при необходимости экстренной и безотлагательной медицинской помощи; - организация дневных и домашних стационаров; - организация дневных и домашних стационаров; - помощь в решении медико-социальных проблем семьи; - помощь в решении медико-социальных проблем семьи; - проведение противоэпидемических мероприятий ; - проведение противоэпидемических мероприятий ; - информирование о случаях инфекционных заболеваний врача кабинета инфекционных болезней и санитарно-эпидемиологической станции. - информирование о случаях инфекционных заболеваний врача кабинета инфекционных болезней и санитарно-эпидемиологической станции.
Семейный врач должен владеть - методикой постановки предыдущего диагноза; - определением необходимости и последовательности применения параклинических методов диагностики, умением правильно оценивать их; - обоснованием и определением клинического диагноза; - определением тактики ведения больного (экстренная помощь, срочная госпитализация, плановая госпитализация, необходимость консультаций других специалистов, амбулаторное лечение); - предоставлением неотложной помощи при экстремальных состояниях (все виды шока, острая сердечная и сосудистая недостаточность и другие); - выполнением наиболее распространенных манипуляций; - составлением планов диспансеризации и реабилитации больных и участие в их осуществлением; - решением вопросов экспертизы неработоспособности; проведением профилактической работы с населением.
Семейный врач регистратуракабинеты врачасмотровойманипуляционныйфизиотерапии палаты дневного пребывания больных экспресс-лаборатория Структура амбулатории на основе семейной медицины
Структура участковой больницы ГЛАВНЫЙ ВРАЧ амбулатория другие подразделения стационар Клиническая лаборатория Физиотерапевтич еский кабинет Рентген- кабинет Кабинет функциональной диагностики
Основные задания врачебного участка предоставление лечебно-профилактической помощи населению; предоставление лечебно-профилактической помощи населению; проведение противоэпидемических мероприятий; проведение противоэпидемических мероприятий; проведение мероприятий по здравоохранению матери и ребенка, патронаж беременных, динамическое наблюдение за детьми и подростками, принятие родов при нормальном течении беременности; проведение мероприятий по здравоохранению матери и ребенка, патронаж беременных, динамическое наблюдение за детьми и подростками, принятие родов при нормальном течении беременности; осуществление текущего санитарного надзора за территорией, объектами хозяйственной деятельности, образовательными и воспитательными учреждениями; осуществление текущего санитарного надзора за территорией, объектами хозяйственной деятельности, образовательными и воспитательными учреждениями; изучение состояния здоровья населения; изучение состояния здоровья населения; проведение мероприятий по гигиеническому воспитанию населения. проведение мероприятий по гигиеническому воспитанию населения.
В соответствии с приказом МОЗ Украины 33 от года на 1000 взрослого населения предусмотрено 0,6 должности терапевта и 0,25 должности стоматолога, на 1000 детского - 1,25 должности педиатра и 0,25 должности стоматолога.
Работа ФАПов состоит из двух разделов 1) лечебно-профилактическая помощь населению (амбулаторный прием больных, предоставления помощи на дому, выполнение назначений врача, участие в диспансеризации больных хроническими заболеваниями и лицами с факторами риска, патронаж беременных и детей, медицинская помощь роженицам и родильницам, диспансерное наблюдение за детьми, организация экспертизы временной потери трудоспособности); 1) лечебно-профилактическая помощь населению (амбулаторный прием больных, предоставления помощи на дому, выполнение назначений врача, участие в диспансеризации больных хроническими заболеваниями и лицами с факторами риска, патронаж беременных и детей, медицинская помощь роженицам и родильницам, диспансерное наблюдение за детьми, организация экспертизы временной потери трудоспособности); 2) санитарно-противоэпидемические мероприятия (выявление инфекционных заболеваний, организация и проведение текущей дезинфекции, наблюдение за лицами, которые были в контакте с инфекционными больными, проведение профилактических прививок, осуществление мероприятий по дегельминтизации, проведение текущего санитарного надзора, осуществление санитарно-просветительной работы, осуществление мероприятий по профилактике сельскохозяйственного травматизма и отравления ядохимикатами). 2) санитарно-противоэпидемические мероприятия (выявление инфекционных заболеваний, организация и проведение текущей дезинфекции, наблюдение за лицами, которые были в контакте с инфекционными больными, проведение профилактических прививок, осуществление мероприятий по дегельминтизации, проведение текущего санитарного надзора, осуществление санитарно-просветительной работы, осуществление мероприятий по профилактике сельскохозяйственного травматизма и отравления ядохимикатами).
Основные задачи городской поликлиники предоставление первичной и специализированной квалифицированной медицинской помощи амбулаторно и дома; предоставление первичной и специализированной квалифицированной медицинской помощи амбулаторно и дома; проведение диспансерного наблюдения за разными контингентами; проведение диспансерного наблюдения за разными контингентами; проведение врачебной экспертизы трудоспособности; проведение врачебной экспертизы трудоспособности; организация и проведение профилактических мероприятий; организация и проведение профилактических мероприятий; гигиеническое воспитание населения; гигиеническое воспитание населения; изучение показателей здоровья населения. изучение показателей здоровья населения.
Структура городской поликлиники управление; управление; хозяйственная часть; хозяйственная часть; регистратура; регистратура; лечебно-профилактические подразделы (кабинеты из специальностей); лечебно-профилактические подразделы (кабинеты из специальностей); лечебно-вспомогательные отделения (физиотерапевтическое, ЛФК, рефлексотерапии); лечебно-вспомогательные отделения (физиотерапевтическое, ЛФК, рефлексотерапии); диагностические подразделы (рентгеновское отделение, лаборатория, отделение функциональной диагностики, кабинет ультразвукового исследования); диагностические подразделы (рентгеновское отделение, лаборатория, отделение функциональной диагностики, кабинет ультразвукового исследования); отделение профилактики; отделение профилактики; кабинет доврачебного приема; кабинет доврачебного приема; кабинет неотложной помощи; кабинет неотложной помощи; кабинет учета и медицинской статистики; кабинет учета и медицинской статистики; другие подразделы (дневной стационар, хозрасчетные отделения) другие подразделы (дневной стационар, хозрасчетные отделения)
Штатные нормативы врачей городской поликлиники Название должности Количество должностей на взрослого населения Врач-терапевт участковый5,9 Врач-кардиолог0,3 Врач-ревматолог0,15 Врач-ортопед-травматолог0,4 Врач-хирург0,5 Врач-уролог0,15 Врач-отоларинголог0,5 Врач-невропатолог0,5 Врач-офтальмолог0,5 Врач-инфекционист0,2 Врач-гастроэнтеролог0,25 Врач-пульмонолог0,15 Врач-аллерголог, иммунолог0,02
К контингенту взрослого населения, которое подлежит диспансерному наблюдению за медицинскими показаниями относятся: - лица, которые имеют факторы риска; - больные отдельными хроническими заболеваниями; - лица, которые часто и длилось болеют. По социальным показаниям: - лица, которые работают во вредных и опасных условиях труда; - рабочие пищевых, коммунальных и детских заведений; - учителя общеобразовательных школ; - лица с факторами социального риска.
К І группе - здоровых - относят лица, которые не имеют в анамнезе хронических заболеваний или нарушений функций отдельных органов и систем. При обследовании у них не найдено отклонений от нормы. К ІІ группе - практически здоровых - включают лица, которые в анамнезе имеют острое или хроническое заболевание, которое не влияет на функции жизненно важных органов и на трудоспособность. К ІІІ группе - принадлежат больные хроническими заболеваниями.
Здоровье является наибольшей общественной и индивидуальной ценностью, потому что в значительной мере влияет на процессы и результаты экономического, социального и культурного развития страны, демографическую ситуацию и состояние национальной безопасности, является важным социальным критерием степени развития и благополучия общества.
Вторичная медицинская помощь, по определению ВОЗ, это помощь, которая нуждается в обслуживании особенного характера, более утончена и сложна, чем помощь, которую предоставляет врач общей практики; включает помощь, которая предоставляется специализированными службами по направлению первичных звеньев медицинской службы.
В Основах законодательства Украины о здравоохранении вторичная медицинская помощь трактуется, как специализированная лечебно- профилактическая помощь, которая предоставляется врачами, которые имеют соответствующую специализацию и могут обеспечить более квалифицировано консультирование, диагностику, профилактику и лечение, чем врачи общей практики.
Основные задания городской больницы - предоставление специализированной круглосуточной стационарной помощи в достаточном объеме; - апробация и внедрение современных методов диагностики, лечения и профилактики; - комплексное обновительное лечение; - экспертиза нетрудоспособности; - гигиеническое воспитание населения.
Структура стационара многопрофильной городской больницы: Специализиро- ванные лечебные отделения Лечебно- вспомогательные и диагностические подразделы Другие подразделы Управление Хозяйственная часть Приемное отделение КухняПрачечнаяАрхив Патолого- анатомическое отделение Главный врач
Функции приемного отделения: регистрация больных, которые поступают в стационар и выписываются, заполнение паспортной части медицинской карты стационарного больного; установление диагноза; обоснование госпитализации; предоставление при необходимости неотложной помощи; санитарная обработка; взятие материала для лабораторных исследований, экспресс-диагностика, рентген- и функциональные исследования; определение профиля специализированного отделения; регистрация отказов в госпитализации с определением причины; предоставление справочной информации для госпитализированных больных.
Основные задания ЦРБ: - непосредственное предоставление первичной амбулаторно- поликлинической помощи населению райцентра и приписного участка; - предоставление специализированной амбулаторно-поликлинической помощи всему населению района; - предоставление специализированной стационарной помощи всему населению района; - обеспечение скорой и неотложной медицинской помощью населения; - внедрение в практику работы ЛПУ района современных методов и средств профилактики, диагностики и лечения; - организация консультативной помощи; - организационно-методическое руководство работой всех ЛПУ района, а также контроль их деятельности; - разработка и внедрение мероприятий, направленных на повышение качества медицинского обеспечения; - разработка, организация и осуществление мероприятий по повышению квалификации медицинских кадров, и рациональному использованию медицинских кадров и материально-технических ресурсов; - планирование, финансирование и организация материально- технического обеспечения учреждений здравоохранения района; - повышение квалификации медперсонала районных и участковых ЛПУ.
Структура центральной районной больницы Центральная районная больница управление больницыхозяйственная часть поликлиникастационар терапевтические хирургические педиатрические акушерские гинекологические неврологические инфекционные кухня патанатомия Организационно- методический кабинет Лечебно- вспомогатель- ные подразделы Скорая помощь Медицинский архив
ТРЕТИЧНАЯ МЕДПОМОЩЬ Определение ВОЗ : это помощь, которая нуждается в высококвалифицированном обслуживании, которая как правило, может быть предоставлена лишь в специально оборудованных с этой целью центрах и больницах, которые прошли соответствующую специализацию
Согласно Основ законодательства Украины о здравоохранении третичная медико- санитарная помощь оказывается врачом или группой врачей, которые имеют соответствующую подготовку в отрасли сложных для диагностики и лечения заболеваний, в случае лечения болезней, которые нуждаются в специальных методах диагностики и лечения, а также с целью установления диагноза и проведения лечения заболеваний, которые редко встречаются.
Функции консультативной поликлиники областной больницы : - предоставление высокоспециализированной консультативной помощи больным по направлениям лечебно-профилактических учреждений области; - вовлекает в консультацию высококвалифицированных врачей-специалистов больницы и других ЛПУ, а также рабочих научно-исследовательских институтов и медицинских ВУЗов; - направляет в ЛПУ вывод и выводы результатов консультаций; - разрабатывает для ЛПУ области порядок и показания для направления больных в консультативную поликлинику; - организует и проводит выездные консультации врачей-специалистов в районы, а также заочные консультации для врачей ЛПУ области; - проводит систематический анализ по районам области случаев разногласий диагнозов между ЛПУ, которые направили больных на консультацию в консультативную поликлинику; - анализирует ошибки, допущенные врачами ЛПУ при обследовании и лечении больных перед направлением их в консультативную поликлинику; - отвечает за информационное обеспечение о новинках современных методов лечения и диагностики в районах и ЛПУ области.
Оценка состояния здоровья населения Анализ работы ЛПУ области и отдельных служб, разработка мероприятий по улучшению их работы Изучение, обобщение и распространени е передового опыта Планирование и организация повышения квалификации Организация планово- консультативных выездов в районы и города области врачей- специалистов Организационно -методическая помощь органам здравоохра- нения и ЛПУ области Организационно-методическая работа
Принципы работы диспансеров: - активное систематическое наблюдение контингентов и предоставление квалифицированной медицинской помощи; - наблюдение контактных; - проведение профилактических мероприятий и гигиеническое воспитание населения; - изучение заболеваемости в районе деятельности; - разработка мер пресечений относительно возникновения патологии; - предоставление консультативной помощи врачам других медицинских заведений; - контроль полноты учета и своевременности сигнализации при выявлении больного.
Среднегодовая занятость койки = Количество проведенных больными койко-дней Среднегодовое количество коек
Средняя длительность пребывания больного в больнице = Количесиво проведенных больными койко-дней Количество больных, выбывших из стационара (сумма выписанных и умерлих) Оборот койки= Количество больных, лечившихся в стационаре Среднегодовое число коек Среднее количество операций на одну занятую должность хирурга = Количество проведенных операций Количество должностей хирурга в отделении
Показатель летальности = Количество умерших больных Количество умерших + количество умерших х 100 Послеоперационная летальность = Количество умерших оперированных больных Количество оперированных больных х 100
Направления структурной перестройки стационарной помощи 1) Уменьшение уровней госпитализации путем замещения относительно дорогого стационарного лечения более эффективными и экономически выгодными видами медицинской помощи; 2) Повышение эффективности использования коечного фонда.
На первом этапе осуществить - разработку критериев госпитализации и выписки больных из стационарных отделений разной интенсивности; - определить оптимальный уровень госпитализации в стационары интенсивного лечения, стационары для лечения хронических больных, больницы сестринского досмотра; - определить потребности населения в больничных койках в соответствии с уровнем интенсивности медицинского обслуживания; - необходимо пересмотреть табельное оснащение и нормы нагрузки медицинского персонала, исходя из многоуровневой организации стационарной помощи; - провести лицензирование медицинских учреждений независимо от форм собственности, с определением тех видов медицинской помощи, для предоставления которых у них есть соответствующие условия; - разработать планы постепенного перехода к многоуровневой системы стационарного обслуживания;
На втором этапе необходимо предусмотреть: - постепенную передачу в коммунальную собственность ведомственных медицинских учреждений; - территориальную интеграцию больниц разной подчиненности; - уменьшение числа и укрупнение больниц, в которых оказывается срочная стационарная помощь; - реорганизацию части больничных мощностей в отделения для хронических больных, отделения для предоставления медико-санитарной помощи – сестринского досмотра, хосписы. - концентрацию высокотехнологичной высоко- специализированной помощи на региональном уровне; - внедрение системы полного обеспечения качества медицинского обслуживания – аккредитация больниц, внутренние системы контроля, клинические протоколы; развитие служб (социальной помощи и повышения ее доступности), улучшения координации между сектором здравоохранения и социальным сектором.
На третьем этапе необходим - полный переход к многоуровневой системе стационарного обслуживания; - завершение формирования единственного медицинского пространства для предоставления медицинской помощи; - выявление избыточных госпитальных мощностей и учреждений, которые не отвечают современным стандартам, с их следующим закрытием.
Спасибо за внимание!