май 2012г. ТЕМА: «Индикация чистоты воздуха с помощью лишайников». 6 класс Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа 6 города Чехова Московской области Руководитель проекта: Соболева Любовь Николаевна, учитель биологии высшей категории Учебно-исследовательский проект по биологии.
выявление зависимости роста лишайников от экологического состояния окружающей среды; провести необходимые исследования путём наблюдения; создать и представить презентацию. оценить уровень загрязненности воздуха по интенсивности роста лишайников
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: рулетка, квадрат-сетка, лупа; компьютер с доступом в Интернет, фотоаппарат, сканер, учебная и учебно-методическая литература
Перед нами стояла задача оценить степень и уровень загрязнения воздуха на территории нашего посёлка, расположенного в 3км. от г. Чехова и Симферопольского шоссе Известно, что лишайники являются биологическими индикаторами аэротехногенного загрязнения. Они не имеют корневой системы и поглощают токсины не из субстрата, а из атмосферного воздуха. Мхи являются хорошими аккумуляторами серы и тяжёлых металлов. Методика проведения исследования подразделялась на 2 этапа: 1 этап 1 этап – проведение полевых исследований, 2 этап 2 этап – обработка данных и результатов работы 3этап – проведение школьной конференции
Определили участки обследования, которые находились вдоль линии, перпендикулярной автомагистрали. Всего было выбрано 3 площадки, расположенные на разном расстоянии от автомагистрали: 1-я – возле дороги, 2-я – 500метров выше дороги, ближе к школе, 3-я – правее школы, вдоль и выше дороги. 1 этап работы 1 3 2
На каждом участке заложили пробную площадку 10*10 м и выбрали по 10 отдельно стоящих старых, но здоровых, растущих вертикально деревьев
На каждом дереве провели описание мхов от основания до высоты 1,5 м. При этом визуально оценивали жизненность мохового покрытия.
Для оценки жизненности лишайников использовали 3-балльную шкалу: 1 балл 1 балл – жизненность хорошая (полная) – мох хорошо развивается, имеет достаточную на ощупь увлажненность; 2 балла 2 балла – жизненность удовлетворительная (угнетение) – растение угнетено, что выражается в меньших размерах взрослых особей; 3 балла 3 балла – жизненность неудовлетворительная (сильное угнетение) – мох угнетён так сильно, что наблюдается резкое отклонение во внешнем облике взрослых особей.
На каждом дереве провели минимум 4 учёта с помощью сетки: 2 – у основания ствола (с разных его сторон) и 2 на высоте 1,4м – 1,6м. Для проведения учетов использовали квадрат-сетку размером 10*10 см.
Лишайники, собранные на экскурсии в школьном парке.
Накладывая сетку на ствол дерева, подсчитали площадь, занятую лишайниками. Сначала подсчитали количество малых квадратов, полностью покрывающих заросшие мхами участки (А). Затем провели учёт малых квадратов, частично занятых мхами (В). Площадь заселения ствола мхами определили по формуле: S=(А+0,5В) / 4
Полученные данные оформили в виде таблицы 2 этап работы Экологическое состояние и распределение мхов на берёзе дерева Жизненность мхов, баллыПлощадь, покрытая мхами (м 2 ) 1-вый участок 2-рой участок 3-тий участок 1-вый участок 2-рой участок 3-тий участок ,020, ,040, ,020,040, ,020, ,120, ,040,080, ,140, ,060, ,040, ,020,50
В результате проведённых исследований мы сделали вывод о степени загрязнения воздуха в районе пробных площадок. Оценку уровня загрязнения воздуха провели по 5-балльной шкале (см. таблицу на след.слайде).
Влияние загрязнения воздуха на распределение лишайников Зона загрязнения воздуха Встречаемость эпифитных мхов Оценка загрязнения воздуха 1. _______ Мхи на стволах деревьев отсутствуют Очень сильное загрязнение 2. Участок 1 Эпифитные мхи отсутствуют. На северной стороне деревьев встречается зеленоватый налёт водорослей Сильное загрязнение 3. Участок 2 У основания деревьев присутствует незначительное количество мхов Среднее загрязнение 4. Участок 3 Появление мхов на стволах деревьев по всей обследуемой высоте. Небольшое загрязнение 5. _______ Высокое видовое разнообразие эпифитных мхов по всей обследуемой высоте деревьев Воздух чистый
Таким образом, на участке 12, 3 (поселок Ровки, в парке у школы) лишайник на стволах деревьев имеется по всей обследуемой высоте, что указывает на небольшое загрязнение воздуха, тогда как на всех участках (возле автомагистрали) лишайники на стволах деревьев отсутствуют, что является следствием сильного загрязнения атмосферы.
Для оценки загрязнений территорий можно исследовать лишайники, которые, как видно из результатов исследования, дают возможность чётко идентифицировать загрязнённые территории даже при «слабой категории загрязнённости».
Над проектом работали: Дима Николета – ученица 6 класса, Якимец Андрей – ученик 6 класса, Борисов Александр – ученик 6 класса, Жаров Андрей– ученик 6 класса, Пырнэу Марина – ученица 6 класса, Клинкина Виктория – ученица 6 класса, Руководитель проекта – учитель биологии Соболева Любовь Николаевна
Список используемой литературы: 1)Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников // М.: 5 за знание, )Пономарева И. Н. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. М.: «Вентана – Граф» 2010г. 3)Серия «Эрудит». Мир растений. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», )Хрестоматия по ботанике для 5-6 классов составитель Е.Н. Алешко 2010г. «просвещение»