Май 2012г. ТЕМА: «Индикация чистоты воздуха с помощью лишайников». 6 класс Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила Учитель биологии Корикова М.А.. Городская среда существенно отличается от естественной природной среды. Бобров тоже не исключение, хотя и во.
Advertisements

Лишайники являются объектами живой природы, которые очень чувствительны к загрязнению воздуха. Из всех экологических групп лишайников наибольшей чувствительностью.
«Определение степени загрязнения атмосферы методом Лихеноиндикации» Работу выполнил: Рогов Юрий ученик 11 класса МОУ «Слудская СОШ» Руководители: Александрова.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 4 Чистый ли воздух в нашем городе? ИССЛЕОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Выполнила: учитель.
Оценка загрязнения воздуха с помощью лихеноиндикации. Кондратьева Мария МОУ «Гимназия 2» Учитель: Афанасьева Зоя Романовна, учитель высшей категории.
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение- Гимназия 2 г.Клина Московской области Учебно-исследовательский проект по теме: Влияние транспортной загрязнённости.
Чистота воздуха Автор: Ефанова Мария, группа «Естествознание» Руководитель: педагог дополнительного образования Никонова Наталья Александровна.
Оценка загрязнения воздушной среды города Голицыно и его окрестностей методами биоиндикации Проект ученика 10 «Б» класса Голубева Данила Сергеевича Руководитель.
Московская область Раменский муниципальный район МОУ Ганусовская средняя общеобразовательная школа ТЕМА «Биоиндикация загрязнения воздуха по комплексу.
Исследовательская работа «Определение загрязнения воздуха на территории школы по видовому разнообразию и формам лишайников». Работу выполнил ученик 6 класса.
Выполнили Учащиеся 10 класса МОБУ СОШ 6 Березина Софья Полукарова Валерия Руководитель Учитель химии-биологии Кондратьева И.В год.
Исследовательская работа по биологии Исследование загрязненности атмосферного воздуха методом лихеноиндикации Автор работы: Балакин Игорь Владиславович.
Оценка чистоты атмосферного воздуха 1. Простейший тест на чистоту воздуха: а) выделяем три основные группы лишайников, б) данные заносим в таблицу Исследованные.
Работу выполнила ученица 8 класса Фёдорова Диана Алексеевна Руководитель: Скварцова О.А. МБОУ «Верхнеаккозинская ООШ» Красночетайского.
Исследовательская работа: «Оценка загрязнения воздуха методом лихеноиндикации» МОБУ ТАЛАКАНСКАЯ СОШ 5.
Берёза повислая, или бородавчатая на территории МОУ Школы 90 Советского района г. о. Самара.
ВЫПОЛНИЛ УЧАЩИЙСЯ 10 «А» КЛАССА КГБОУ КШИ «КЕДРОВЫЙ» ЧЕПИКОВ ИВАН РУКОВОДИТЕЛЬ: УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ НОВОСЕЛОВА Т.А. Мониторинг качества воздушной среды в.
Лишайники как биоиндикаторы загрязнённости окружающей среды.
Биоиндикация окружающей среды с использование лишайников Муниципальное общеобразовательное учреждение Малиновоозерская средняя общеобразовательная школа.
Сосна – уникальное растение Выполнил: Титаренко Дмитрий Ученик 6 «А» класса МОУ «Малиновоозерская средняя общеобразовательная школа»
Транксрипт:

май 2012г. ТЕМА: «Индикация чистоты воздуха с помощью лишайников». 6 класс Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа 6 города Чехова Московской области Руководитель проекта: Соболева Любовь Николаевна, учитель биологии высшей категории Учебно-исследовательский проект по биологии.

выявление зависимости роста лишайников от экологического состояния окружающей среды; провести необходимые исследования путём наблюдения; создать и представить презентацию. оценить уровень загрязненности воздуха по интенсивности роста лишайников

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: рулетка, квадрат-сетка, лупа; компьютер с доступом в Интернет, фотоаппарат, сканер, учебная и учебно-методическая литература

Перед нами стояла задача оценить степень и уровень загрязнения воздуха на территории нашего посёлка, расположенного в 3км. от г. Чехова и Симферопольского шоссе Известно, что лишайники являются биологическими индикаторами аэротехногенного загрязнения. Они не имеют корневой системы и поглощают токсины не из субстрата, а из атмосферного воздуха. Мхи являются хорошими аккумуляторами серы и тяжёлых металлов. Методика проведения исследования подразделялась на 2 этапа: 1 этап 1 этап – проведение полевых исследований, 2 этап 2 этап – обработка данных и результатов работы 3этап – проведение школьной конференции

Определили участки обследования, которые находились вдоль линии, перпендикулярной автомагистрали. Всего было выбрано 3 площадки, расположенные на разном расстоянии от автомагистрали: 1-я – возле дороги, 2-я – 500метров выше дороги, ближе к школе, 3-я – правее школы, вдоль и выше дороги. 1 этап работы 1 3 2

На каждом участке заложили пробную площадку 10*10 м и выбрали по 10 отдельно стоящих старых, но здоровых, растущих вертикально деревьев

На каждом дереве провели описание мхов от основания до высоты 1,5 м. При этом визуально оценивали жизненность мохового покрытия.

Для оценки жизненности лишайников использовали 3-балльную шкалу: 1 балл 1 балл – жизненность хорошая (полная) – мох хорошо развивается, имеет достаточную на ощупь увлажненность; 2 балла 2 балла – жизненность удовлетворительная (угнетение) – растение угнетено, что выражается в меньших размерах взрослых особей; 3 балла 3 балла – жизненность неудовлетворительная (сильное угнетение) – мох угнетён так сильно, что наблюдается резкое отклонение во внешнем облике взрослых особей.

На каждом дереве провели минимум 4 учёта с помощью сетки: 2 – у основания ствола (с разных его сторон) и 2 на высоте 1,4м – 1,6м. Для проведения учетов использовали квадрат-сетку размером 10*10 см.

Лишайники, собранные на экскурсии в школьном парке.

Накладывая сетку на ствол дерева, подсчитали площадь, занятую лишайниками. Сначала подсчитали количество малых квадратов, полностью покрывающих заросшие мхами участки (А). Затем провели учёт малых квадратов, частично занятых мхами (В). Площадь заселения ствола мхами определили по формуле: S=(А+0,5В) / 4

Полученные данные оформили в виде таблицы 2 этап работы Экологическое состояние и распределение мхов на берёзе дерева Жизненность мхов, баллыПлощадь, покрытая мхами (м 2 ) 1-вый участок 2-рой участок 3-тий участок 1-вый участок 2-рой участок 3-тий участок ,020, ,040, ,020,040, ,020, ,120, ,040,080, ,140, ,060, ,040, ,020,50

В результате проведённых исследований мы сделали вывод о степени загрязнения воздуха в районе пробных площадок. Оценку уровня загрязнения воздуха провели по 5-балльной шкале (см. таблицу на след.слайде).

Влияние загрязнения воздуха на распределение лишайников Зона загрязнения воздуха Встречаемость эпифитных мхов Оценка загрязнения воздуха 1. _______ Мхи на стволах деревьев отсутствуют Очень сильное загрязнение 2. Участок 1 Эпифитные мхи отсутствуют. На северной стороне деревьев встречается зеленоватый налёт водорослей Сильное загрязнение 3. Участок 2 У основания деревьев присутствует незначительное количество мхов Среднее загрязнение 4. Участок 3 Появление мхов на стволах деревьев по всей обследуемой высоте. Небольшое загрязнение 5. _______ Высокое видовое разнообразие эпифитных мхов по всей обследуемой высоте деревьев Воздух чистый

Таким образом, на участке 12, 3 (поселок Ровки, в парке у школы) лишайник на стволах деревьев имеется по всей обследуемой высоте, что указывает на небольшое загрязнение воздуха, тогда как на всех участках (возле автомагистрали) лишайники на стволах деревьев отсутствуют, что является следствием сильного загрязнения атмосферы.

Для оценки загрязнений территорий можно исследовать лишайники, которые, как видно из результатов исследования, дают возможность чётко идентифицировать загрязнённые территории даже при «слабой категории загрязнённости».

Над проектом работали: Дима Николета – ученица 6 класса, Якимец Андрей – ученик 6 класса, Борисов Александр – ученик 6 класса, Жаров Андрей– ученик 6 класса, Пырнэу Марина – ученица 6 класса, Клинкина Виктория – ученица 6 класса, Руководитель проекта – учитель биологии Соболева Любовь Николаевна

Список используемой литературы: 1)Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников // М.: 5 за знание, )Пономарева И. Н. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. М.: «Вентана – Граф» 2010г. 3)Серия «Эрудит». Мир растений. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», )Хрестоматия по ботанике для 5-6 классов составитель Е.Н. Алешко 2010г. «просвещение»