Проект «Новости недели» как способ формирования гражданской идентичности у старших школьников на уроках истории Из опыта работы учителя истории ГБОУ 19 ВО г.Санкт- Петербурга Самойленко Е.Ю.
Содержание Введение Понятие гражданской идентичности Понятие гражданственности Проект как педагогическая технология Проект «Новости недели»: Цели и задачи проекта Межпредметные связи и оборудование Общая характеристика проекта Этапы работы Продукт Рефлексия Заключение
Введение Главная задача школьного исторического образования – формирование гражданской идентичности ценностно ориентированной личности Способствовать формированию гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества, –главная задача представленного педагогического опыта
Гражданская идентичность – основа государственной стабильности Гражданская идентичность со стороны индивида Осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл Гражданская идентичность со стороны общности Феномен надындивидуального сознания, признак (качество)граждан- ской общности, характеризующее ее как коллективного субъекта
Гражданственность Гражданственность – это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношении и деятельности человека, в законопослушности, патриотической преданности, в служении Родине и защите интересов Отечества. Гражданственность неотделима от патриотизма.
Метод проекта Способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом(Е.С.Полат) Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решение проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта
Метод проекта Основное предназначение – предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей
Метод проекта – педагогическая технология Эта технология – совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути В основе – развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления
Проект «Новости недели» Цели Создание условий для формирования российской идентичности у учащихся Обеспечение условий для воспитания гражданственности и чувства патриотизма у учащихся Формирование соцально активной личности
Проект «Новости недели» Задачи Осознание учащимися своей гражданской позиции Актуализация исторических знаний Диагностика ценностных ориентаций учащихся Формирование УУД
Проект «Новости недели» Роль учителя разработчик координатор эксперта консультант
Проект «Новости недели» Межпредметные связи и оборудование Обществознание Информатика и ИКТ Компьютер Мультимедийный проектор Интернет Презентации учащихся
Проект «Новости недели» Общая характеристика По времени: мини-проекты, объединенные в долгосрочный По количеству участников: парные, объединенные в групповой По характеру координирования: самостоятельная организация работы(учащиеся); скрытая координация(учитель) По методу: исследовательский
Проект «Новости недели» Общая характеристика Информационные источники(по выбору учащихся): Печатные СМИ Телевизионные СМИ Электронные СМИ Формы представления информации(по выбору учащихся): Печатные - текст Визуальные – видео, фото Аудио – запись звука Графические – диаграмма, схема
Проект «Новости недели» Этапы работы 1И нформационный Сообщение о целях и задачах проекта, формирование мотивации, обмен мнениями 2ПлановыйОпределение конкретной цели, структуры, формы проекта; определение поля деятельности 3ИсследовательскийСбор и анализ информации, работа с источниками 4ОбобщающийСтруктурирование информации, систематизация, оформление проекта(создание продукта) 5ПрезентацияПредставление проекта, демонстрация приобретенных знаний и умений 6АналитическийПодведение итогов. Рефлексия
Проект «Новости недели» Продукт Информационная модель(по выбору учащихся): Мультимедийная презентация Печатная информационная модель(сообщение) Итоговый продукт: электронный дайджест новостей за год *
Проект «Новости недели» Критерии оценивания Мультимедийная презентация: Титульный лист Дизайн слайдов Использование дополнительных эффектов Удобная навигация Грамотное форматирование текста
Проект «Новости недели» Критерии оценивания Содержательная часть: Актуальность содержания Наличие проблематики Четкость и лаконичность изложения Логичность Соответствие иллюстраций тексту Наличие вывода Список информационных источников (разнообразие, надежность источников)
Проект «Новости недели» Критерии оценивания Защита проекта: Содержательность(правильное, конкретное освещение темы) Богатство речи Правильность и чистота речи Владение терминологией
Проект «Новости недели» Рефлексия Цель: анализ сформированности оценочных суждений; диагностика ценностных ориентаций учащихся Задание Продолжите фразы: «Наибольший интерес вызвала новость… потому, что… В связи с этим, я считаю…» «Второй по значимости новостью я считаю… потому, что…»
Заключение Метод проекта -- интегрированный компонент современной системы образования, который позволяет развивать у учащихся творческие способности, формировать навыки проведения исследования, оформления и представления результатов своей деятельности
Заключение Метод проекта позволяет: реализовывать задачи формирования российской идентичности и обучения основам гражданственности через поиск оптимальных решений проблем, связанных с интеллектуальными усилиями
Об авторе Самойленко Евгения Юрьевна Место работы: ГБОУ 19 ВО г.Санкт- Петербурга Должность: учитель истории Квалификация: I кв. категория Стаж работы: 15 лет